Юлия Первякова
Отчет по самообразованию воспитателя «Использование нетрадиционных техник рисования в младшем дошкольном возрасте»
Актуальность темы: Рисование является одним из важнейших средств познания мира и знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Иногда, приходится слышать «А я так не умею», «А у меня так не получается». И слышать это обидно, ведь в каждом ребенке спит талант, и его нужно разбудить! Дети рассказыают, что взрослые не слишком восхищаются детскими работами. Детям нужны эмоции. И если эмоций взрослого недостаточно, желание ребенка делать это еще раз попросту пропадает. Девизом на занятиях рисованием в нашей группе стало высказывание То маса Ге йнсборо «Я художник, я так вижу». Эти слова волшебно действуют на детей, малыши стали меньше бояться ошибок. А чтобы развивать их творческие навыки, мы используем нетрадиционные техники рисования в свободной деятельности, и на занятиях. Вместе с нами учатся рисовать родители! Замечательные работы, выполненные вместе с детьми, в нетрадиционных техниках, настоящие шедевры - вот, чем делятся с нами семьи. Такие картины мы используем для рассматривания на различных занятиях, берем на заметку разные техники, испытываем на практике. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Публикация «Отчет по самообразованию воспитателя „Использование нетрадиционных техник рисования в младшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Цель: изучение нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей для детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить учебную, справочную и методическую литературу по вопросу использования в рисовании нетрадиционных техник;
- расширять знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования;
- учиться моделировать работу на основе изученных методов, форм и приёмов;
- разработать конспекты занятий с использованием нетрадиционных техник рисования и консультации для родителей.
Этапы работы:
Изучение методической литературы по данной теме
Анализ творческих способностей детей
Создание развивающей среды в группе
Проведение занятий, индивидуальная работа.
Нетрадиционные способы рисования, используемые в младшем дошкольном возрасте :
Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно и нужно начинать с младшего возраста - по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте :
- рисование пальчиками, ладошками, ступнями;
- рисование ватными палочками;
- оттиск мятой бумагой;
- рисование поролоновой губкой;
- тычок жесткой (щетина) полусухой кистью;
- рисование густой краской;
- рисование цветной водой;
- рисование пластилином;
- набрызг;
- рисование целлофановым пакетом;
- рисование мягкой тканью;
- рисование зубной щеткой.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.
В группе оформлен творческий уголок, где в доступе для детей размещены краски, кисти, карандаши, фломастеры, восковые мелки, различная бумага, трафареты для рисования и раскраски, а так же необходимый материал для рисования (губки, втулки, пипетки, ватные диски, микрофибровые салфетки, лотки для краски и др.)
Мною были подготовлены и размещены в уголке рисования следующие дидактические игры: "Собери по цвету", «Подбери цвет к предмету», «Симметричные предметы», «Цвета», «Цвет, форма, размер»
Были разработаны конспекты занятий:
«Уточка»; «Самый крепкий Теремок»; «Цветы в траве»; «Розы»; «Цветы для мамочки»; «Звездное небо»; «Красная звезда» и другие.
Консультации для родителей:
"Нетрадиционные техники рисования c детьми младшего дошкольного возраста",
"Не бойтесь экспериментировать!", "Развиваем руку ребенка"
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат эффективный и почти не зависит от умений и способностей.
На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, раскрепостились и, как следствие, научились создавать свои собственные неповторимые, оригинальные образы и композиции различными изобразительно-выразительными средствами, свободно выражая свой творческий замысел, а это, несомненно, положительно влияет на развитие мышления, пространственного воображения, творческого воображения и мелкой моторики. Кроме того, у детей улучшилось цветовосприятие, они научились проявлять фантазию в художественном творчестве, их художественный опыт обогатился и расширился. Уровень воображения и самооценки большинства детей повысился, у них появилось стремление развиваться дальше и достигать еще больших успехов в области рисования.
Результативность:
- У детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования;
- у детей младшего дошкольного возраста формируются знания о нетрадиционных способах рисования;
- дошкольниками владеют простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- воспитанники самостоятельно применяют нетрадиционные техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
Сейчас я чаще вижу горящие глаза детей: «Посмотрите, у меня получилось!». И правда. получилось! И будет всегда получаться!
Источники:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/05/24/netraditsionnaya-tehnika-risovaniya-kak-sredstvo-razvitiya
открытыйурок. рф/статьи/640762/
Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : Сфера, 2005.
Ирина Лыкова: "Цветные ладошки". Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет. ФГОС ДО.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».