Алёна Васильевна Гладкова
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук через разные виды деятельности у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию воспитателя
Гладковой А. В.
Тема: «Развитие мелкой моторики рук через разные виды деятельности у младших дошкольников»
В 2022-2023 учебном
году я работала над темой «Развитие мелкой моторики рук через разные виды деятельности у младших дошкольников, которая продолжает быть актуальна в наши дни.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие мелкой моторики рук через разные виды деятельности у младших дошкольников“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Определила цель по теме самообразования : создание условий для развития мелкой моторики у детей через разные виды деятельности.
Исходя из цели, поставила задачи:
1. Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, практические задания, настольные игры.
2. Подготовить дидактический материал.
3. Разучить с детьми пальчиковые игры.
4. Формировать навыки предметной деятельности детей.
5. Формировать навыки самообслуживания.
6. Привлекать родителей к совместной деятельности.
Работая на младшей группе, я пришла к выводу, у детей низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Свою работу по самообразованию, построила по следующим направлениям:
1. На теоретическом этапе изучила методическую литературу, использовала интернет-ресурсы:
Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : ЭКСМО, 2007.
. Е. Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры»
Е. Черенкова «Простейшие модели оригами».
«Детское рукоделие. Художественный труд в детском саду и семье" Пантелеева Л. В.
«Детский дизайн. Пластилинография». Давыдова Г. Н.
Провела диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам:
• методика «Перебор пальцев», разработанный Е. И. Роговым;
• методика оценки психомоторного развития дошкольников (Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревича из книги «Психомоторика»)
Результаты диагностики показали, что высокий уровень развития мелкой моторики отсутствует, средний уровень у 44%, низкий у 56% детей.
Для детей в группе была создана предметно-развивающая среда :
• игры-шнуровки;
• контейнеры с разнообразным материалом : бусины, прищепки, шнурки с узелками;
• природный материал: камешки, ракушки, различные семена, листья;
• мозаика;
• мелкий конструктор;
• разрезные картинки
• пальчиковый, театр;
• дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
• пирамидки, вкладыши различного типа.
Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности.
2. На практическом этапе:
• Подготовила материал и пополнила картотеку пальчиковых игр.
• Изготовила дидактические игры:
- «Собери бусы»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, фантазию, внимание, наблюдательность, настойчивость. Закрепление цветов.
- «Забавные прищепки»
Цель: идеальный тренажер для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности пальчиков, зрительного и цветового восприятия, внимания, мышления, речи, памяти и воображения.
- «Игрушки - застежки»
Цель: учить детей застегивать и расстегивать пуговицы, развивать тактильные ощущения, усидчивость, концентрацию внимания, глазомер.
- «Пришиваем пуговицы»
Цель: развитие мелкой моторики, усидчивости, глазомер, способствовать развитию логического мышления.
- Сенсорное ведро. Цель: Развитие мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов.
Ее использование многообразно. Ее можно использовать как тематически, например, изучение геометрических фигур, или большой – маленький, твердый - мягкий, короткий - длинный так и просто для игр.
Для достижения поставленных задач использовала различные формы работы:
Традиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук
- пальчиковые игры и упражнения
- пальчиковая гимнастика
- пальчиковый театр
- игры с предметами (мозаика, пазлы, пирамиды, шнуровка)
- продуктивная деятельность
Нетрадиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием природных и подручных материалов
- «Су-Джок терапия»
- «Камешки Марблс»
Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Очень увлекательны игры с речевым сопровождением. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Игры с прищепками, пуговицами - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Вкладыши, пирамидки - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.
«Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Еще один из приемов, который использовала в своей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, бусинками, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, нанизывания на верёвочку бусинки с дырочками разного диаметра, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь.
В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).
Также детям предлагала нетрадиционные виды массажа :
- с использованием природного материала (шишек, грецких орехов)
- с использованием подручных материалов (карандашей, массажных щеток, пробок от пластиковых бутылок)
-«Су-Джок» терапия.
Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т. д.).
Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
В течение всего учебного года в работе с детьми использовала нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тычкование, рисование на крупе.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела с родителями анкетирование «Развитие мелкой моторики у дошкольников». А так же ознакомила их с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики. Результаты анкетирования показали, что в основном родители осведомлены, что такое «Мелкая моторика» и как её развивать у детей, но с некоторыми родителями необходимо провести консультации, индивидуальные беседы, показ конкретных игр и упражнений. Для родителей были проведены консультации: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»; «Этот пальчик - я» ,«Влияние мелкой моторики на речь детей». «Пальчиками играем – стихи повторяем
; буклет «Пальчиковые игры для малышей»;папки-передвижки «Сначала было слово», «Игры с камешками Марблс» ,«Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка в домашних условиях»;мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»; индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов.
Была размещена информация в газете ДОУ,
Для педагогов был проведен семинар – практикум «Камешки Марблс», открытые занятия, отражающие актуальные вопросы по развитию мелкой моторики рук. В качестве обобщения проделанной работы, на педагогическом совете предоставила презентацию по теме: «Развитие мелкой моторики младших дошкольников».
В конце учебного года с детьми была проведена диагностика. В процессе проведения диагностики прослеживается положительная динамика развитии мелкой моторики рук детей. (высокий уровень у 55 % детей, средний уровень у 33%, низкий у 11% детей)
Действия рук стали более согласованны.
Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста удалось добиться определенных результатов. У детей прослеживаться положительная динамика в развитии мелкой моторики рук. Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, уменьшилась скованность движений.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.
И в заключении хочется сказать: чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что - то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.