Наталия Горина
Отчет по самообразованию по теме «Развитие у детей младшего дошкольного возраста предпосылок развития творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
ОТЧЕТ по САМООБРАЗОВАНИЮ
ПО ТЕМЕ
младшего дошкольного возраста
предпосылок развития творчества в процессе использования нетрадиционных техник рисования»
Опыт формировался в условиях младшей группы «Карусель»
Публикация «Отчет по самообразованию по теме „Развитие у детей младшего дошкольного возраста предпосылок развития творчества“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Интерес к рисованию возникает у детей еще в раннем возрасте. Г. Н. Давыдова отмечает, что занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации.
Раскрыть содержание задуманного образа можно любыми выразительными средствами. Важно показать ребенку, что техника, хотя и имеет значение в создании рисунка, все же выступает в качестве "вспомогательного кирпичика" в построении образа. Техника способствует решению изобразительных задач, а не подменяет процесс обучения легким экспериментом.
Изучая этот вопрос я решила остановиться на рекомендациях авторов, занимающихся этим вопросом (Лыкова И. А., Никитина А. В., Сакулина Н. П.) ,также при анализировании литературы я нашла классификацию А. В. Никитиной, которая помогает определить, какая техника применяется в определенном дошкольном возрасте. Так с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать :
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• тычок жесткой полусухой кистью.
• оттиск поролоном или печатками из ластика;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки.
Особенность данного возраста в том,что сначала у детей возникает интерес к изобразительным средствам, манипуляциям с ними, к следам, оставленным на листе бумаги карандашом или кистью и лишь постепенно, освоению изобразительных приемов, появляется мотивация к творчеству – желание получать результат, создать изображение.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается значение изобразительного творчества для интеллектуального, художественного развития детей в дошкольном возрасте. Ведь именно в изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей способам воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Это обучение направлено на создание детьми художественного образа и находится в тесной зависимости от развития способностей к изобразительной деятельности.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Проанализировав детские рисунки, диагностический материал и изучив методическую литературу, я сделала вывод, что можно повысить интерес детей младшего дошкольного возраста к рисованию через использование нетрадиционных техник.
По Данной теме была изучена следующая литература:
- Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста»
И. А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"-
А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ. (коллективные работы)
Были использованы следующие средства:
Совместная деятельность воспитателя с детьми;
Самостоятельная деятельность детей;
Применяла такие методы:
словесные,
наглядные,
практические,
игровые.
В результате были созданы коллективные работы детей и воспитателя для родителей «Приглашение на праздник Осени», «Мама,так тебя люблю»(День Матери, «Здравствуй,зимушка Зима», «Наряжаем ёлочку», «Подарок для бабушки», «Светит солнышко в окошко.» ,«Моя любимая игрушка» с использованием нетрадиционных техник рисования.
Выставки детских рисунков в группе. (Создание специально-организованного места «Мы рисуем» с использованием прищепок, где каждый ребенок имеет возможность самостоятельно повесить свое творение на выставку)
Выставки детских рисунков для родителей.
Регулярное обновление информации для родителей на стенде под рубрикой «Каляка- маляка»
Распространение собственного педагогического опыта на своей странице МААМ (Опыт работы «Учим стихи с детьми младшей группы с использованием продуктов детской деятельности» 1201336-016-015)
Диагностическое обследование детей осуществлялось в сентябре и планировалось в мае по критериям, разработанным на основе «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества». Где :
показатель "стадия формирования" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
показатель "стадия становления" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
показатель "точка роста" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
Задание Точка роста Стадия ст-ния Стадия фо-ия
Нг К. г Н. г К. г Н. г К. г
1 блок заданий.
В свободной деятельности с удовольствием рисует, лепит. Пользуясь различными изобразительными средствами
5чел 1чел 4чел 8чел 6 чел 7чел
2 блок заданий.
Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций
2 чел 2чел 6чел 4чел 7 чел 10 чел
3 блок заданий.
Изображает отдельные предметы, сюжеты, простые по композиции и содержанию
8чел 2 чел 4чел 5чел 4чел 9чел
По результатам проведенной работы, я убедилась, в том, что, нетрадиционные методы и подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей, создает ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Анализируя работы детей, наблюдая за их деятельностью на занятиях и в свободное время, я пришла к выводу, что в результате проделанной работы, цель может быть достигнута, задачи для достижения выполнены. Это происходит благодаря целенаправленному использованию специально подобранных занимательных занятий.
Занимательность означает качество, вызывающее не просто любопытство, а глубокий, устойчивый интерес, а цель проведения моих занимательных занятий - создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе а Ведь изобразительный материал может быть одним и тем, а использовать его можно в разных техниках. Я уверена,что создание творческой атмосферы зависит от желания и умения взрослого создавать условия для развития детского творчества. Таким образом, занятия с использованием нетрадиционных техник занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей младшего дошкольного возраста. Использование художественной литературы также является средством для развития предпосылок творчества у детей. Они любят стихи и сказки,любят создавать,творить на темы литературных произведений; они будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или оживить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. По этому я очень часто использовала литературное произведение в качестве итоговой коллективной работы,объединяя два жанра. При взаимосвязи обучения технике изображения и творчества,, ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе. Одно из условий развития творческих способностей детей - использование разнообразных техник изобразительной деятельности.
Мой опыт работы показывает, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в младшем дошкольном возрасте, т. к. они могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, а также сохранить интерес к изобразительной деятельности и стимулируют творческий потенциал детей, а значит развивают их художественно-творческие способности. Таким образом, проведя методическую и воспитательно-образовательную работу по данному направлению, я повысила свою педагогическую компетентность в области использования нетрадиционных техник рисования, как средства образовательной деятельности детей в условиях реализации ФГОС ДО.