Ольга Набиева
Отчет по самообразованию педагога-психолога «Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж помогут обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.
Публикация «Отчет по самообразованию педагога-психолога „Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Кинезиология для дошкольников при помощи особых упражнений улучшает развитие нервной системы и речи ребёнка, кроме того, кинезиологические упражнения развивают мышление ребенка через движение.
Цель: Повышение компетентности в вопросах использования кинезиологических упражнений в физическом и психическом развитии дошкольников.
Проводя работу по самообразованию, я перед собой поставила следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по теме.
2. Наметить направления работы с детьми по использованию кинезиологических упражнений в физическом и психическом развитии дошкольников. Обогатить среду дидактическим материалом и оборудованием для выполнения кинезиологических упражнений.
3. Определить пути взаимодействия с родителями по использованию кинезиологических упражнений в физическом и психическом развитии дошкольников.
Для себя я выделила следующие этапы работы по этой теме:
1. Изучение методической литературы
2. Обогащение предметно-развивающей среды
3. Взаимодействие с дошкольниками
4. Взаимодействие с родителями и педагогами
Работу по данной теме я начала с анализа психолого-педагогической литературы:
• Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
• Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. – 60 с.
• Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2008. – 41с.
• П. Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума». Пер. С. М. Масгутовой, Москва, 1997 г.
Проанализировав методическую литературу по данной теме, я узнала что, название «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» (kinesis, «движение» и «логос» (logos, «наука». «Кинезиология» - это наука о движении, о движении мышц.
Особенность кинезиологических упражнений в том, что они основаны на сочетании попеременного сокращения и расслабления мышц – сгибателей и мышц – разгибателей противоположных частей тела, а следовательно, и регулирующих их действия полушарий. Поэтому их осуществление и автоматизация приводят к созданию принципиально новых связей мозга и расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.
Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Г. Лурия, Н. С. Лейтеса доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Следовательно, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Для этой цели разработаны специальные упражнения: двигательные, дыхательные, растяжки, пальчиковые игры и т. д. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.
Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, формируют пространственные представления. Занятия способствуют развитию двигательной сферы, гармонизируют работу головного мозга.
Обогащение предметно-пространственной среды включало в себя:
• Разработку картотеки «Кинезиологические игры и упражнения»
• Создание иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки»
Взаимодействие с дошкольниками происходило по следующим направлениям:
• Подбор кинезиологических упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
• Включение кинезиологических упражнений в непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.
• Работа с иллюстрированной картотекой «Кинезиологические упражнения».
Для результативности развивающей работы учитывались определенные условия:
• занятия проводились ежедневно утром по 7-10 минут, как часть занятий для детей дошкольного возраста;
• занятия проводились в доброжелательной обстановке стоя или сидя за столом.
С детьми раннего возраста выполнялись пальчиковые игры от простого к сложному - «Пальчик, зайчик, кулачок», «Дом, замок, расческа, ежик», «Гуси», «Заяц, коза», «Оладушки, фонарики», (однонаправленные, к 3 годам дети могут выполнять упражнение «Очки, бинокль, колечки», разнонаправленные движения (оладушки, фонарики). Многие кинезиологические упражнения я брала из потешек, пальчиковых игр, песенок-инсценировок: «Гуси-гуси», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Зайка серенький сидит» и др. Упражнения выполнялись правой и левой рукой попеременно.
С группой детей четырех-пяти лет использовался комплекс пальчиковых кинезиологичеких упражнений. Сначала дети выполняли упражнение вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивались время и сложность заданий. Упражнения выполнялись сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
Упражнения проводились по специально разработанным комплексам. В комплексы включены дыхательные, глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию и массаж (ушных раковин, лица, упражнения на растяжку мышц и на самоощущение тела.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, восстанавливают и формируют правильное дыхание. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, способствуют профилактике глазных заболеваний. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма. Упражнения на релаксацию организма способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Мероприятия для педагогов и родителей:
• Индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов: «Что такое кинезиология?», «Кинезиологические упражнения – это просто и весело».
• Стендовая информация «Кинезиология для детей».
• Оформление стенда для родителей: «Кинезиология в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое – кинезиология?»
Вывод:
Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми, я могу сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.
Они не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей. На мой взгляд, видны следующие результаты:
• снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;
• улучшились навыки самообслуживания;
• развивается устная речь;
• формируется логическое мышление;
• улучшаются коммуникативные навыки;
• улучшаются внимание, память, воображение.
Консультация для родителей
«Что такое кинезиология?»
Всем родителям хотелось бы видеть своего ребенка внимательным, обладающим хорошей памятью, логикой, сообразительностью. Существует отдельная наука, которая посвящена развитию и улучшению работы психологических процессов – это кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического развития посредством определенных двигательных упражнений. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшают работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений, мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создание предпосылки для становления многих психических процессов, в том числе мышления м речи.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, происходит стимуляция интеллектуального развития. При этом чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. У дошкольников улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается работоспособность к произвольному контролю.
Еще одним положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что они дают не только быстрый эффект, но и накапливающий эффект развития при этом логическое мышление и повышая умственную деятельность в целом.
Рекомендации по применению:
- Занятия можно проводить в любое время
- Систематичность выполнения, ежедневно, без пропусков
- Постепенное увеличение темпа сложности
- Требуется точное выполнение движений и приемов
- Упражнения проводятся стоя или сидя
- Упражнения можно проводить в различном порядке.
- Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 25-30 минут в день.
Методы и приемы:
Растяжка – нормализует гипертонус и гипотонус мышц опорно – двигательного аппарата.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения – расширяют поле зрения, улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергитизацию организма.
Телесные движения – улучшают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольное, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для развития мелкой и крупной моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
Массаж – воздействует на биологически активные точки.