Получи документы

Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей детей подготовительной группы с помощью оригами»

Вологина Ольга
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей детей подготовительной группы с помощью оригами»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческих способностей детей подготовительной группы с помощью оригами

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 14

«Детский сад комбинированного вида п. Тельмана»

Отчет по самообразованию

на тему: «Развитие творческих способностей детей подготовительной группы с помощью оригами»

Воспитателя: Вологиной О. Н.

Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие творческих способностей детей подготовительной группы с помощью оригами“» размещена в разделах

Искусство оригами известно с давних времен. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. "Оригами" в переводе с японского - "ори" - бумага, "ками" - складывать.

В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. Многие ученые, педагоги, психологи обращали серьезное внимание на значение развития мелкой моторики рук.

Аристотель говорил: "Рука -это инструмент всех инструментов", подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант : "Рука - это своего рода внешний мозг".

Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.

Эти наблюдения обязывают педагогов обратить самое серьезное внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений. Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами - искусство, близкое ему и доступное.

Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.

В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д. В. Куцаковой, 3. В. Лиштван, Л. В. Пантелеевой и других, посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги, отводится большая роль.

По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.

В настоящее время доказано, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимание, восприятие, воображение. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

Анализ литературы доказывает, что техника оригами всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста. Является очень актуальной на современном этапе развития отечественной педагогики.

Меня заинтересовала возможность использования оригами для развития конструктивных и творческих способностей детей посредством развития мелкой моторики у дошкольников. Как было сказано выше, что развивая мелкую моторику рук, тем самым развивается речь детей, а так как я работаю в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, то выбор темы «Развитие творческих способностей детей подготовительной группы с помощью оригами», считаю актуальной для данной группы.

Цель: развивать всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников в процессе овладения элементарными приемами техники оригами как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

Обучающие: Обучать различным приемам работы с бумагой. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. Формировать умения следовать устным инструкциям. Создавать композиции, выполненные в технике оригами. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие : Развивать у детей способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев рук, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, пространственное воображение, творческие способности.

Воспитательные: Воспитывать интерес к искусству оригами. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.

Формы работы: В процессе творческой деятельности используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные; проекты.

С раннего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путем исследования: хочется все потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги и т. д. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребенок развивался, но желательно «без жертв и разрушений». Это желание порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительно долгое время. Я как воспитатель сформулировала вопрос: почему бы не использовать эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях? Тем более что бумага - материал мало затратный и доступный.

В ДОУ в настоящее время мало времени отводится конструированию. Значительно большее внимание уделяется лепки и рисованию.

Первый опыт по конструированию из бумаги – складывание прямоугольного листа пополам, для ребенка, у которого не было (или был недостаточный опыт работы с бумагой) чаще бывает неудачным, чем успешным. Это происходит потому, что ребенку приходится оперировать сразу с двумя уголками листа. Если учесть, что мелкая моторика рук еще развита слабо, процесс складывания дается ребенку достаточно сложно. Я решила использовать при первоначальном складывании бумаги другой прием, где ребенок овладевает первоначальным навыком, складывания пополам не прямоугольника, а квадрата по прямой, по диагонали, т. е. знакомство с основными, базовыми формами начинаем сразу, используя наглядный материал. Эта операция получается у детей более успешно, и они быстрее запоминают базовые формы, из чего и складывается дальнейшая работа по оригами.

В процессе работы над темой самообразования мною был составлен следующий алгоритм деятельности:

-Изучить литературу по развитию мелкой моторики старших дошкольников посредством оригами.

-Проанализировать диагностику умений детей по художественно-эстетическому развитию

-Составить перспективный план.

-Разработать конспекты по данной теме.

-Создание наглядности «Базовые формы оригами».

Прежде чем приступать к занятиям оригами с детьми, сама освоила:

1. Азбуку оригами : термины, знаки, линии, принятые в схемах;

2. Способы получения квадратов;

3. Технику изготовления фигурок.

Перед проведением каждого занятия готовила необходимый материал:

- складывала фигурку, для того, чтобы представить детям образец и без затруднений последовательно продемонстрировать складывание фигурки;

- подбирала бумагу нужного цвета и заготавливала из нее квадраты соответствующих размеров;

-готовила карандаши, фломастеры для дорисовки деталей;

-подбирала небольшие кусочки бумаги, клей для выполнения аппликации на фигурках.

Придерживалась классических правил обучения технике оригами :

1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.

2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

3. Бумагу для оригами необходимо подбирать цветную, упругую, хорошо сгибающуюся. Лучше использовать более плотную, т. к. обычная односторонняя цветная бумага очень тонкая и в процессе складывания быстро мнется и рвется. Поэтому предпочтительнее использовать цветную ксероксную бумагу или цветную двустороннюю бумагу для детского творчества.

4. Показ изготовления лучше производить на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии).

5. При показе избегать лишних поворотов и переворотов изделия.

6. Обучение складыванию каждой оригами организовывать поэтапно: показ одного приема — выполнение детьми, показ второго — выполнение детьми.

7. Линии сгибов изделия тщательно проглаживать.

8. Углы и стороны в процессе складывания точно совмещать.

9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Результативность: Анализ проведенной работы показал, что систематическая планомерная работа по использованию техники оригами способствует всестороннему интеллектуальному и эстетическому развитию дошкольников. Помогает развивать мелкую моторику у дошкольников. Оказывает положительное воздействие на развитие речевого аппарата, обогащению словаря. Развивает у детей способности работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует пространственное воображение и глазомер. Воспитывает эстетический вкус. Формирует культуру труда, учить аккуратности, умению доводить начатое дело до конца.

Список изученной литературы:

1. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992г.

2. Долженко Г. И. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт -Петербург, «Дельта», 2010г.

3. Жихарева О. М. Оригами для дошкольников С-Пб, «Кристалл», 2012г.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчет по самообразованию «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей второй младшей группы» Актуальность заявленной темы. В связи с прогрессирующим развитием человечества появились и появляются новые и новые требования к знаниям.

Проект по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы «Пластилиновое волшебство»Проект по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы «Пластилиновое волшебство» Актуальность. Становление творческих способностей ребёнка может быть достигнуто только в случае выполнения набора условий: свобода в выборе.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Проект по В. В. Воскобовичу «Развитие игровых способностей у детей второй младшей группы с помощью развивающих игр» Проект игры В. В. Воскобовича. Тема:Развитие творческих и игровых способностей у детей во 2мл. группе с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей детей с применением ИКТ» в подготовительной группеРодительское собрание «Развитие творческих способностей детей с применением ИКТ» в подготовительной группе Доклад: "Развитие творческих способностей детей шестилетнего возраста образовательной деятельности в ДОУ и в семье с применение ИКТ. ".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей детей подготовительной группы с помощью оригами»
Опубликовано: 11 октября 2021 в 20:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей детей подготовительной группы с помощью оригами»» (включая файлы) размещена пользователем Вологина Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД