Светлана Федулова
Отчет по самообразованию на тему «Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию на тему «Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста»
В 2023-2024 учебном году я работала над темой «Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста».
Принимая во внимание, что состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития и учитывая, что задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных, я и выбрала эту тему.
Публикация «Отчет по самообразованию на тему „Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Цель моей работы: повышение профессиональной компетентности в работе по формированию культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
Были поставлены следующие задачи:
• изучить выбранную литературу, использовать предлагаемые в ней средства и методы на практике;
• создать благоприятные условия по формированию культуры здоровья у детей дошкольного возраста;
• развивать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
В течение года я изучала методическую литературу по данной теме:
1. Новикова И. М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни» Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» -М. : Мозаика-Синтез, 2010г. ;
2. Брязгунов И. П. «Научите детей не болеть» -Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г. ;
3. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребё нка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г. ;
4. Швецов А. Г. «Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях» Издательство: Владос-Пресс, 2006 г. ;
5. Шукшина С. Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М. : Школьная Пресса, 2004г. ;
6. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. : АРКТИ, 2002г. ;
7. Павлова М. А., Лысогорская М. В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г. ;
8. Яковлева Т. С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» - М. : Школьная Пресса, 2006г. ;
9. Интернет-ресурсы.
Для организации работы по формированию культуры здоровья у детей создана соответствующая предметно пространственная развивающая среда, которая постоянно дополняется и обновляется и способствует формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, с учетом возрастных особенностей. Помогает, лучше узнать свой организм, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью других детей.
В группе функционирует физкультурный уголок с набором инвентаря: скакалки, мячи, обручи, мешочки, мелкие предметы, шнуры, канаты, ленты, платочки и т. д. Шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, и др. Весь этот спортивный инвентарь помогает в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Дети, занимаются и незаметно для себя оздоравливаются.
В книжном уголке имеются книги по ЗОЖ: Энциклопедия «Тело человека; Н. Никитиной «На зарядку становись»; П. Синявский «На зарядку мы шагаем»; «Весёлая гигиена (в стихах)»; Н. Мигуновой «Почему надо чистить зубы»; В. М. Султанова «Маленькому Почемучке о продуктах питания»; К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр». Использование художественной литературы помогает формированию представлений о здоровом образе жизни, искать ответы на многие вопросы. Детская литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и здоровому образу жизни.
С целью приобщения к здоровому образу жизни проводилась системная и целенаправленная работа с применением методов и приёмов. В плане совместной деятельности с детьми уделяла большое внимание
- беседам: «Овощи и фрукты - здоровые продукты», «Зачем человеку зубная щетка?», «Физкультура и здоровье», «Кто мы?», «У кого какой нос, глаза, уши?», «Надо, надо умываться по утрам и вечерам», «Что такое улыбка»;
-рассматриванию картинок, иллюстраций, дидактических наглядностей «Правила мытья рук», «Строение человека», «Полезные продукты питания» и др. с использованием художественного слова;
- игровым упражнениям «Золотые правила», «Спрятанный сахар», «Можно ли увидеть с закрытыми глазами», «Посмотри в зеркало» и др.
- чтение художественной литературы ЗОЖ (сказки, стихи, загадки);
- прослушивание аудиозаписи сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Врач по имени Пчела», «Советы доктора Здоровая пища», «Айболит»и др.
При работе с детьми использую обязательно прием игровой мотивации. Он позволяет активизировать и привлекать внимание детей, развивать активную позицию по отношению к другим (помочь, защитить, позаботиться и т. д.). Например: постирать одежду, напоить чаем, вылечить, помочь одеться. Из полученных представлений, личного опыта дети переносят сюжеты в ролевую игру, закрепляя, положительное отношение друг к другу, к профессии врача, привычку к здоровому образу жизни. Дидактические игры: «Витамины - это таблетки, которые растут на ветке», «Доктора природы», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Городок здоровья» «Узнай на ощупь», Д/и «Помоги Мишке принять душ», «Здоровые зубки» и др., помогают в систематизации и закреплении детьми представлений о полезных и вредных продуктах, о строении человека, о предметах личной гигиены, о навыках ухода за зубами и др. В сюжетно-ролевых играх: «Больница», «Семья», «Магазин» и др., у детей формируется поведение, способствующее здоровому образу жизни, на основе представлений о значении для здоровья. (Проветривания помещения, влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, посещения кабинета врача, покупки полезных продуктов).
Для оздоровления детей и формирования представлений о ЗОЖ большое значение, имеет закаливание. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются: постепенность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей. Заботясь о здоровье детей, уделяла внимание самых эффективных закаливающих процедур: регулярное проветривание группы, спальни пред сном; босохождение перед сном и после сна в помещении по дорожке «Здоровье» разной фактуры; обширное умывание прохладной водой из-под крана лица, рук до локтя, ушных раковин, так как это позволяет избежать многих болезней, оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без участия родителей, поэтому одним из обязательных факторов успешного результата в жизнь поставленных задач является взаимодействие с семьёй. Работа осуществлялась на родительских собраниях, на индивидуальных встречах-консультациях, где обсуждались проблемы правильной организации жизни детей дома и в дошкольном учреждении. Выставлялись для родителей папки – передвижки по темам: «Профилактика сезонных заболеваний», «Стихи и загадки о витаминах»; «Знаете ли вы что такое ЗОЖ»; стендовая информация «Укрепляем иммунитет», «Как правильно ухаживать за зубами», «Чистота и здоровье», «Роль семьи в формировании здорового образа жизни», «Профилактика плоскостопия», «Игры для формирования правильной осанки, и профилактики плоскостопия» и др.
В целом, по моим наблюдениям, дети за данный период стали бережнее относиться к своему здоровью, лучше следить за культурно-гигиеническими навыками, стали делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно стали соблюдать режим дня. Также ребята улучшили показатели на физкультурных занятиях.
В дальнейшем планирую публикацию по теме самообразования.