АФАНАСЬЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Отчет по самообразованию «Финансовая грамотность»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию "Финансовая грамотность"
Подготовила воспитатель Афанасьева Т. Н.
Цель:
1. Совершенствование условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
Определить условия,направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенции детей;
изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи;
Публикация «Отчет по самообразованию „Финансовая грамотность“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
определить направление работы по формированию финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста;
уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
воспитанники проявляют устойчивый интерес к труду взрослых, знают названия профессий; могут обьяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеют представление о семейном бюджете.
Осознают назначение денег;проявляют бережливость,аккуратность,начала рационального поведения.
Недостаток воспитания финансовой грамотности нередко проявляется в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам. Они не всегда понимают, что даже самая небольшая вещь стоит родителям немалых затрат. Для актуализации этой темы можно предложить задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на покупку предметов, экономии средств семейного бюджета и так далее.
Сегодня образование по обновленной программе нацелено, в первую очередь, на комплексное освоение практических инструментов. Они помогают детям реализоваться в жизни, осваивать необходимые навыки, становиться многогранными, всесторонне развитыми личностями. Одна из важных, ранее зачастую упускаемых проблем, — финансовая грамотность для детей дошкольного возраста. Учиться обращению с деньгами необходимо — это помогает осознать, как выстраиваются различные взаимоотношения в семье, насколько велика личная ответственность каждого в ее благосостоянии.
Для этого ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.
Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.
Финансовая грамотность на занятиях по математике окружает нас каждый день и один из основных предметов счета, с которым сталкивается ребенок почти каждый день – это счет денег. Поэтому вопрос включения элементов финансовой грамотности в курс математики приобретает особую актуальность. Крайне важно, чтобы дети получали необходимые знания и умения в использовании своих финансов и пользовании финансовыми услугами. Финансовая грамотность включает в себя понимание роли денег в жизни человека, умение эффективно распорядиться ими и принимать осознанные решения при планировании покупок и в целом расходов и доходов, получении кредитов, страховании и инвестировании. Финансовая грамотность, помимо правовой стороны, включает в себя огромную математическую составляющую – это умение делать расчеты, выбирать оптимальные варианты, производить сравнения или прикидки. Учатся распоряжаться карманными деньгами: оплачивают покупки в магазинах, в кинотеатрах, на аттракционах.
Формирование финансовой грамотности происходит на занятиях по математике, где дошкольники получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости имущества. Чтобы расширить кругозор детей, и сделать математику более для них интересной, знакомлю учащихся не только с понятиями, но и с историей появления денег.
Чтобы понимать, для чего им нужны экономические знания, дети должны уметь:
анализировать свои потребности;
выделять основные и особые потребности;
определять источники удовлетворения различных потребностей;
пользоваться деньгами;
определять источники доходов и расходов;
объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
совершать элементарные покупки в магазине;
Недостаток воспитания финансовой грамотности нередко проявляется в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам. Они не всегда понимают, что даже самая небольшая вещь стоит родителям немалых затрат. Для актуализации этой темы можно предложить задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на покупку предметов, экономии средств семейного бюджета.
Например, задачи: Для ремонта квартиры купили 5 рулонов обоев по 20 рублей. и 5 банок краски по 10 рублей. Сколько заплатили за всю покупку?
При решении задач дети могут обучиться элементарным расчетам, смогут оценить выгоду той или иной покупки или сделки, найти более выгодные и удобные способы решения разных практических, жизненных задач.
Чтобы добиться результатов применяю основные формы реализации плана по самообразованию – это беседы, дидактические игры, тренинги, чтение художественной литературы, анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.
Участие в мероприятиях, по теме самообразования
Участие в методической работе
Дата
Тема
Форма участия
«Квест-игра «Бюджет семьи: доходы и расходы»
Занятия по математике
«Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»
Беседа с детьми
Внедрение в практику.
Тема
Содержание работы
Наши потребности.
Дидактическая игра «Кому что нужно?».
Развлечение «Путешествие» (потребности человека)
Труд-продукт-товар.
Беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек;
Путешествие с семьей. (Задачи)
Почему все взрослые работают?
Беседа о необходимости трудиться;
Знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, работник полиции);
Работа и заработок.
Игровое занятие «Угадай, о ком говорится в задаче», «Подбери то, что нужно для работы».
Когда продукт труда превращается в товар.
Обсуждение процесса изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т. п.). Почему разные ценны товара.
Ценность и украшение товара – его качество.
Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества);
Беседа с учащимися о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях.
Менеджер – интересная профессия.
Рассказ о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей;
Сюжетно-дидактическая игра «Хлебозавод»;
Вспоминаем поговорки и пословицы о труде
Игровое занятие.
Игра «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся, «Кто что производит» (соединить стрелочкой, кто что производит, «Кому что нужно» (разложить карточки в соответствии с профессией человека)
Сколько заработал – столько купил.
Художественная деятельность: рисование, аппликация на тему «Гжель», «Дымковская игрушка»;
Путешествие в импровизированный магазин детских товаров за покупками (купля-продажа товара собственного приготовления)
Что такое реклама?
Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций;
Чтение рекламных текстов. Рассказ об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где можно купить);
Кто делает рекламу?
Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы;
Рассматривание и составление рекламных листков и буклетов.
Реклама в сказках.
Чтение истории «Как сорока Мишин товар хвалила» из книги Т. Поповой «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;
Что такое деньги.
Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег;
Деньги счет любят.
Выполнение детьми практических заданий.
Как правильно распоряжаться деньгами.
Выполнение детьми практических заданий.
Игровые занятия.
Игровое занятие «Где? Что? Почем?»
Бюджет семьи.
Беседы «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»;
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская»
Подведение итогов.
Игра-занятие «Бюджет семьи, доход, расход»;
Уточнение имеющихся у учащихся знаний о том, из чего складывается бюджет семьи;
Игра «Семейный бюджет».
Что такое экономика.
Игра-беседа «Экономика и человек»;
Занятие «Что такое экономика? 12 золотых правил экономики»;
Игровые занятия.
Игра-занятие «Экономическая рыбалка»;
Игровые занятия.
Подготовка и показ детьми сказки»Репка» на новый лад (экономическая сказка)
Благотворительная деятельность. Меценаты.
Рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о спонсорах.
Итоговое занятие.
Подведение итогов, уточнение знаний учащихся, полученных при прохождении курса программы «Путешествие в страну Экономику»
Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества. В рамках программы детского сада, конечно, невозможно рассмотреть все аспекты финансовой грамотности, но именно на занятиях по математике на конкретных примерах можно заложить основные навыки финансового планирования, планирования личного бюджета, оценки рисков при использовании различных финансовых продуктов. Изучение основ финансовой грамотности дает возможность детям через математику с интересом познавать сложный современный информационный мир.