Наталья Шишина
Выступление из опыта работы по теме: «Воспитание толерантности у детей в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных целей программы нашего детского сада является: создание благоприятных условий для формирования культуры личности ребёнка, подготовка к жизни в современном обществе.
Для достижения этой цели важно чтоб дети дружили. Чем раньше они откроют для себя новые грани человеческих возможностей, тем ярче и интереснее станет их жизнь, тем легче они в дальнейшем будут вливаться в коллектив.
«Без истинной дружбы жизнь-ничто» Это сказал ещё Цицерон.
Публикация «Выступление из опыта работы по теме: „Воспитание толерантности у детей в раннем возрасте“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
С самого раннего возраста ребёнок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. Формирование у детей навыков поведения в обществе необходимо начинать с раннего возраста. Всё что мы делаем для улучшения взаимоотношений с ребёнком, всегда будет иметь исключительное значение и для его отношений со сверстниками.
Для этого мы ставим такие задачи:
1. Установление контакта и доверительных отношений воспитателя с детьми;
2. Формирование у детей опыта поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним.
3. Формирование у детей потребности в речевом общении.
4. Воспитывать внимательное отношение и любовь к близким людям.
Итак: дети отличаются друг от друга и к каждому нужен индивидуальный подход. Прежде всего, мы стараемся добиться доверия ребёнка, ибо решающим методом воспитания малышей служит непосредственное общение ребёнка с воспитателем. Но в первую очередь проводим беседы с его родителями с целью узнать особенности данного ребёнка.
Для формирования поведения со сверстниками мы стараемся прививать во всех режимных моментах. В умении играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться с группой сверстников, т. е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Стараемся прививать детям интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию. Чтобы облегчить ребёнку освоение новых навыков мы делаем этот процесс доступным, интересным и увлекательным не навязчиво, через игру, чтение художественного слова, использование игрушек. Например: «Дети наши игрушки поиграли, захотели в свои домики. Каждая игрушка живёт в своём домике. Давайте расставим игрушки красиво. Кто хочет мне помочь? Спасибо Мира, хорошо помогаешь, красиво ставишь игрушки, им нравится жить в своих домиках, они улыбаются. Молодец!» По мере овладения новыми действиями, детям нужно неоднократно их повторять. В этот период происходит контакт со сверстниками. Поэтому превращаем эти действия в игру. Использование игр с водой, песком и куклой помогает детям добиться более рациональных действий во время режимных процессов.
Для закрепления навыков мы используем поощрение. Например: «Ребята, посмотрите, как красиво Арсений убрал свои вещи в шкаф. Молодец Арсений!» или «Катя пришла и сказала нам, здравствуйте! Давайте поздороваемся с Катей. Скажем, здравствуй Катя! Какие у нас дети воспитанные! Молодцы!» и т. п…
Мы видим, как происходит социально-коммуникативное развитие каждого ребёнка в процессе общения детей друг с другом, как меняется его отношение к сверстникам, к правилам общественного поведения. Общение со сверстниками обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, учим правильным взаимоотношениям.
Для этого используем различные ситуации, поощряем положительно-эмоциональное и доброжелательное отношение детей к сверстникам.
Например: я вношу новые игрушки. У детей возникает общий интерес и оживление. Как ведут себя дети в этой ситуации? Ведь на всех новых игрушек не хватит. Я оцениваю поступки детей, направляя их игровые действия. «Давайте построим большой корабль, а потом все вместе и нашими игрушками поплывём в дальнее плавание, ведь они пришли с нами поиграть» Разворачивается игра. Или: «Давайте покажем игрушкам как мы можем катать мячи» и т. п…
Своевременно созданная мною ситуация, помогает в формировании благожелательного отношения детей друг к другу.
Забота о ближних, помощь и сострадание. Эти знания уже должны закладываться в раннем возрасте. Ребёнок должен понимать, что в данный момент кому-то нужна его помощь, поддержка, забота. Не по тому, что оказав какое-то содействие, он получит взамен награду в виде конфеты, а потому, что мы люди и должны помогать друг другу.
Как же этого достигнуть?
Например: «Ой, ребята, посмотрите, что случилось с нашим Зайчиком! Он такой грустный, как вы думаете, почему?» Дети отвечают. «А ты Маша, как думаешь, что с Зайкой случилось? Посмотрите, у Зайки перевязано ушко. Наверное он заболел. Правильно Макар, у Зайчика болит ушко. Зайка, у тебя болит ушко?-«Ой, болит, болит, мне так плохо,-отвечает Зайчик. - Как же ему помочь ребята?» Ответы детей. «Ну конечно же! Его надо полечить и пожалеть.» Разворачивается сюжетно-ролевая игра.
Игровые приёмы, которые мы используем, вызывают у малышей положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость во взаимодействии, соблюдая правила поведения в коллективе. В дальнейшем полученные навыки взаимодействия со сверстниками дети сами начинают использовать в разнообразных ситуациях.
Все мы знаем как не просто сказать иногда «прости» взрослым, что тут говорить о детях. Ребёнок может не понимать, что его действия могут причинить кому-то боль и обиду. Он сделает и забудет и забудет. Нельзя идти на поводу у ребёнка, если вы видите, что тот был не прав. Ребёнку нужно объяснять и формировать основные нормы морали- хорошо-плохо, можно-нельзя. Он должен сам научиться анализировать ситуацию, и в последствии не допускать аналогичных ошибок, либо научиться признавать свою неправоту и просить прощения.
Посещая детский сад чуть больше четырёх месяцев, наши дети полученные навыки взаимодействия со сверстниками пытаются применить, подбирая друзей по интересам. С большим интересом наблюдаем, как зарождается дружба.
Мы существуем среди людей.
Вся наша жизнь происходит во взаимном общении. И если мы не научимся находиться в согласии с окружающими, то постоянно будем испытывать разные трудности и неприятности. Чем лучше сложатся наши взаимоотношения, тем легче будет протекать наша жизнь. И чем больше мы будем любить не только родных, но и многих других людей, так или иначе связанных с нами, тем сильнее полюбим саму жизнь.
Рекомендую посмотреть художественный фильм «Училка». Действия происходят в школе, но ведь фундамент школы, это детский сад. Может кто и сделает для себя выводы после просмотра, а может и скажет, что ерунда.