Насия Власова
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию
«Экологическое воспитание дошкольников
через ознакомление с природой родного края»
за 2020-2021 учебный год.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Пояснительная записка:
Публикация «Отчет по самообразованию „Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
- расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;
- формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;
- развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края
- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;
- развивать эмоционально-ценностное восприятие произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.
- совершенствовать умения и навыки наблюдений за живыми и
неживыми объектами природы;
- расширять представления о растениях и животных ближайшего окружения;
- развивать экологическое мышление и творческое воображение в
процессе исследования объектов и экспериментирования с ними.
Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:
- План мероприятий по экологии.
- Создана картотека дидактических игр по экологии.
- Подобран демонстрационный материал.
- Созданы альбомы о диких, домашних животных, о деревьях родного края.
- Создан лепбук «Огород на окне».
- Созданы альбомы «Почему нельзя мусорить», «Факторы, которые влияют на природу».
- Созданы папки-передвижки для родителей: «Берегите природу», «В лес с ребенком».
С целью повышения эффективности НОД с детьми создана серия презентаций, которая помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию.
По данному направлению разработала ряд занятий по экологии:
«Деревья в цвету», «Знакомство с животными родного края», «Комнатные цветы», «Красная книга», «Знакомьтесь - лягушка», «Перелетные птицы»,
«Муравьи – санитары леса», «Чудо вода» и т. д.
При изучении темы по экологическому воспитанию дошкольниковна занятиях в ДОУ и в повседневной жизни я опиралась на следующие источники:
Николаева С. Н. «Юный эколог» изд. Мозаика – синтез, 1999г.
2. Поддъякова Н. Н. «Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника»
3. Венгера Л. А. «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания»
4. Цукерман Г. А. «Зачем детям учиться вместе»
5. Нуждина Т. Д. Планета – наш дом. «Учебник –хрестоматия по основам экологии»
6. Викина Н. В. «Энциклопедия для малышей «Чудо –всюду»
7. Маринычева О. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать»
8. Васильева Н. Н., Новотарцева Н. В. «Развивающие игры для дошкольников»
9. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
10. Аксенова З. Ф. «Войди в природу другом». Экологическое воспитание дошкольников М. 2011
11. Ковинько Л. В. «Секреты природы – это так интересно!» М. Линка –пресс 2004
12. Рыжова Н. А. «Воздух вокруг нас» М. 2013
13. Федотова А. М. «Познаем окружающий мир играя: сюжетно – дидактические игры для дошкольников» М. 2015.
Большую помощь в работе по экологии оказывают книги: Это сказки Сутеева, рассказы В. Бианки, Н. Чарушина. Нравятся детям рассказы, стихи, сказки в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Вместе с детьми рассматриваем энциклопедии и смотрим познавательные мультфильмы и презентации, после просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств
экологического воспитания являются игры. Игры экологического
содержания использую, прежде всего, с целью уточнения,
закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше
усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать
взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления
живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене
сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в процесс НОД,
целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников.
С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней,
создания у детей практического опыта трудовой деятельности была организована работа в уголке природы, где был размещен огород на окне. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.
Также в течение года провела:
1. Беседы с детьми: «Насекомые осенью», «Водоемы родного края», «Лес: любить, беречь и не бояться», «Птицы и звери зимой», «Аптека на лугу», «Рыбы наших водоемов», «Как мы можем помочь природе», «Насекомые – часть природы», «Мусор – болезнь планеты», «Не загрязняй природу!», «Наши помощники – птицы»;
2. Просмотр презентаций, видеороликов «Как люди охраняют природу», иллюстраций, плакатов;
3. Создали огород на окне.
Ребята посадили и наблюдали за ростом лука, огурца, помидор.
4. Провели акции «Очистим участок от снега», «Покормим птиц зимой».
В результате проделанной работы у детей:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и
явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые
проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать
выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои
впечатления через различные виды деятельности.
В следующем году планирую продолжить работу по экологическому воспитанию детей, связав ее с темой: «Планета наш дом – не надо мусорить в нем». Планирую привлечь родителей к участию в акции «Вторая жизнь вещей».