Наталия Демина
Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы Деминой Наталии Викторовны.
В 2019-2020 учебном году я начала изучать новую тему по самообразованию : «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Выбор моей темы по самообразованию связан с целью повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Актуальность:
Публикация «Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К. И Чуковский отмечал: «Воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого».
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы,
связанные с процессом развития речи являются центральной задачей
речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной
значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется
основная коммуникативная функция языка и речи. Дошкольное
образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей
системе народного образования. Овладение родным языком является одним
из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно
дошкольное детство особенно позитивно к усвоению речи. Поэтому процесс
речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет русский язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь
традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как
"узел", в котором сходятся различные линии психического развития -
мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством
человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает
основы успешного обучения в школе. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
-ухудшение состояния здоровья детей;
-существенное сужение объема "живого" общения взрослых и детей;
-глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
-недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка.
На мой взгляд, становление речевого общения ребенка со взрослым начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи ребенка. Ребенок начинает реагировать на интонацию взрослого, особенности голоса, с которой произносятся слова. В эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован только взрослым
-родителями, воспитателями. Вместе с тем развивается и инициативное обращение ребенка к взрослым и сверстникам: он привлекает внимание к себе, к какому-нибудь предмету, использует мимику, жесты и звуки.
Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения
многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со
взрослыми. Взрослые — хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык -важнейшее средство человеческого общения. И в связи с этим мной была определена тема работы с детьми – «Развитие связной речи детей дошкольного возраста».
Глубоко понимая важность и актуальность темы, я поставила перед собой следующую цель:
Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми.
Задачи:
-совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
-изучение и использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей;
-создание предметно-развивающей среды по формированию и развитию связной речи у детей дошкольного возраста;
-обобщение опыта работы по данной теме.
Мной были изучены книги и интернет ресурсы:
1. Косинова Е. М. «Гимнастика для развития речи» – М. : ООО «Эксмо», 2003.
2. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» – АСТ, 2011. – 64с.
3. Бойко Е. А. «Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников» – Рипол Классик, 2011. – 256 с.
4. Гербова В. В. «Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание» - 2016. - N 9. - с. 28-34.
5. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада» - М. : Просвещение, 2015. – 160 с.
6. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - Детство-Пресс, 2010.
7. Маханева М. В. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» – М. :ТЦ «Сфера», 2016.
Данные авторы предлагают методические пособия для старшей и подготовительной групп. В них представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий по развитию речи. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который помогает в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические и словесные игры и упражнения.
Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, имеющейся материальной базы
Поэтому я продолжила оснащать группу предметно – развивающей средой.
Педагогическая копилка пополнилась следующими материалами, которые способствуют развитию речи детей:
1. Пальчиковая гимнастика (развитие речи через мелкую моторику) :
2. Дыхательная артикуляционная гимнастика;
3. Словесные дидактические игры;
5. Потешки, поговорки, пословицы, загадки;
6. Дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Угадай сказку» и др.
7. Подобрала мнемотаблицы по разным темам: времена года, животные и др.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
- обогащения словарного запаса,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов,
- составления описательных и сюжетных рассказов,
- передачи содержания сказок.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Сентябрь - октябрь.
Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Пересказ рассказов: «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого.
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, мнемотаблиц, отображающих последовательность событий;
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;
Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Ноябрь.
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;
Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Декабрь.
Словесные, дидактические, пальчиковые игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (О. С. Ушакова).
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию
Январь.
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам, мнемотаблицам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
Февраль.
Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.
Март.
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок», «Лиса и заяц».
Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
Апрель.
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».
Май.
Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказки; работа над словарем: учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.
Заключительная часть
В результате изучения темы «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» я пополнила свои теоретические знания по данной теме, глубже познакомилась с методами, приёмами и способами работы которые способствуют развитию речи детей.