оксана селянина
Отчет по самообразованию «Нетрадиционная техника рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад № 33 г. Ельца
Отчет работы по самообразованию воспитателя
Селяниной Оксаны Витальевны
Тема: «Нетрадиционная техника рисования»
2019г.
Публикация «Отчет по самообразованию „Нетрадиционная техника рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Над данной темой я работаю первый год. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, воображения, мышления - является продуктивная художественно – творческая деятельность, способствующая:
• развитию способности нестандартно мыслить;
• готовности к активности творческого характера;
• умению создавать креативные продукты собственной деятельности;
• формированию эстетического отношения к миру.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Нетрадиционные виды рисования позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук. Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи (что очень важно для детей с ОНР) и мышления дошкольника. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Начав свою работу по обучению детей нетрадиционным видам рисования я поставила следующие цели и задачи.
Цели:
1. Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
2. Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность.
3. Совершенствовать движения рук и психических процессов:
• произвольного внимания;
• логического мышления;
• зрительного и слухового восприятия;
• памяти, речи детей.
Задачи:
1. Изучение литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования для применения в дошкольном возрасте.
3. Систематизация изученного материала.
4. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
5. Формировать навыки учебной деятельности:
• умение действовать по словесным инструкциям;
• умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
• контроль за собственными действиями.
6. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
7. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Далее составлен план организации работы, который включал этапы:
I. Сентябрь-ноябрь. Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. II. Декабрь-январь. Разработка конспектов и проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе.
III. Февраль-апрель. Проведение образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в свободное время. Работа с родителями по развитию творческих способностей детей средствами применения нетрадиционных техник рисования.
IV. Диагностика знаний и умений детей по образовательной области «Художественное творчество» на конец года.
Формы проведения занятий были различны. Проводились как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям.
Работа с детьми строилась как фронтальная (одновременная работа со всеми детьми, групповая (организация работы в группах) и индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Работа по использованию детьми нетрадиционных видов рисования строилась на основе следующих методов и приемов:
• словесный (беседа, рассказ)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Большое внимание было уделено созданию развивающей среды. В группе был оформлен творческий уголок, где в свободном доступе для детей размещены краски, кисти, карандаши, фломастеры, мелки, различная бумага и трафареты для рисования, раскраски и альбомы с образцами жанров живописи. А также размещена литература с пошаговыми инструкциями рисования, с которыми дети могли ознакомиться самостоятельно.
Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать совместное творчество с детьми. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать. Решения задач добивалась через:
-индивидуальные консультации по вопросам развития у детей графо моторных навыков;
-оформление консультаций «Приемы и методы нетрадиционного рисования», «Роль нетрадиционного рисования в развитии мелкой моторики и речи».
Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:
«Мама…Слов дороже нет на свете!», «Осенняя фантазия».
Одна работа была отправлена на всероссийский конкурс. Результатом стал диплом второй степени.
Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив», состоящий из детей, родителей и педагога. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, раскрепостились и, как следствие, научились создавать свои собственные неповторимые, оригинальные образы и композиции различными изобразительно-выразительными средствами, свободно выражая свой творческий замысел, а это, несомненно, положительно влияет на развитие мышления, пространственного воображения, творческого воображения и мелкой моторики. Кроме того, у детей улучшилось световосприятие, они научились проявлять фантазию в художественном творчестве, их художественный опыт обогатился и расширился. Уровень воображения и самооценки большинства детей повысился, у них появилось стремление развиваться дальше и достигать еще больших успехов в области рисования.
Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по использованию нетрадиционных техник рисования способствует развитию мелкой моторики рук, формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив», состоящий из детей, родителей и педагога. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, раскрепостились и, как следствие, научились создавать свои собственные неповторимые, оригинальные образы и композиции различными изобразительно-выразительными средствами, свободно выражая свой творческий замысел, а это, несомненно, положительно влияет на развитие мышления, пространственного воображения, творческого воображения и мелкой моторики. Кроме того, у детей улучшилось световосприятие, они научились проявлять фантазию в художественном творчестве, их художественный опыт обогатился и расширился. Уровень воображения и самооценки большинства детей повысился, у них появилось стремление развиваться дальше и достигать еще больших успехов в области рисования.
На будущее планирую:
1. Продолжать совершенствовать наши начинания.
2. Разработать перспективный план на следующий год с усложнениями.
3. Продолжать сотрудничать с родителями, привлекать их к разного рода мероприятиям совместно с детьми.
Литература:
1. А. А. Фатеева. Рисуем без кисточки. – 2007г.
2. Т. Н. Давыдова. Рисуем ладошками – М. : Стрекоза, 2009г.
3. Г. Н. Давыдова. Нетрадиционная техника рисования в детском саду - М. 2007г.
4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - Издательство Каро, 2016г.
Изучение интернет – ресурсов.
(maam.ru›…netradicionnye-tehniki-risovaniya)