Алина Захарова
Нетрадиционная техника рисования в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
(Нетрадиционная техника рисования с детьми 1 младшей группы)
«Маленькие художники»
1-младшая группа «Рябинка»
воспитатель Захарова А. Г.
Информационная карта кружка:
Кружок «Нетрадиционное рисование с детьми 1 младшей группы»
По срокам реализации:долгосрочный (с сентября - май)
Участники кружка: дети первой младшей группы,воспитатели, родители.
Автор :Захарова Алина Геннадьевна
Публикация «Нетрадиционная техника рисования в дошкольном возрасте» размещена в разделах
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский:
Творческое название: "Маленькие художники".
Актуальность:
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Опыт моей работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений;
- наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Предметно - развивающая среда.
Оформление нашей группы наполнено яркими красками, что способствует воспитанию эстетического вкуса воспитанников. Для свободного рисования организован «Уголок рисования», в котором доступно расположена бумага разного цвета, размера и формы, книжки- раскраски, карандаши, мелки для рисования, трафареты разной тематики. В раздевалке оформлен уголок творчества - «Каляка-маляка» для выставки детских работ.
Организация образовательного процесса.
Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи работы кружка:
- Формировать у детей представления о вариативности использования различных материалов для рисования (пробки, поролон, ватные палочки, пальчики и ладошки, зубные щётки, пластиковые бутылки).
- Познакомить детей с оригинальными техниками рисования (рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, ватными палочками, пробками, поролоном и т. д.).
- Учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном творчестве, создавая различные предметные композиции.
- Способствовать развитию желания дошкольников создавать коллективные композиции.
- Развивать творческие способности, эстетический вкус.
- Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию младших дошкольников.
Этапы кружка.
1. Предварительный этап (Сентябрь)
- Выбор темы проекта, изучение методической литературы, посетить сайты.
- Проанализировать многообразие художественных техник рисования, выявить нетрадиционные для дошкольного образования.
- Выяснить уровень развития творческих способностей детей; Разработать перспективный план.
2. Основной этап (Октябрь- апрель).
Поведение НОД по рисованию нетрадиционными методами.
3. Заключительный этап (май).
Оформление выставки детских рисунков;
Развлечение для детей ;
Мастер - класс для родителей совместно с детьми «Нетрадиционное рисование». Мониторинг знаний, умений, навыков детей по освоению нетрадиционной техники рисования.
Форма презентации кружка:
выставка детских рисунков; оформление презентации для педагогов детского сада по реализации проекта.
Реализация работы кружка строилась в три этапа:
Цель первого этапа заключалась, в разработке систематической, ступенчатой работы;
На предварительном этапе мной была изучена методическая литература по проблеме; был разработан тематический план работы. Выяснила уровень развития творческих способностей детей с помощь мониторинга.
Цель второго этапа: познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками; ладошками; рисование тычками : поролоном, штампами, пробками, ватными палочками, пластиковыми бутылками; рисование набрызгом с помощью зубных щёток и т. д). Развивать творческое воображение младших дошкольников, формировать умение рисовать, применяя нетрадиционные приёмы, закрепить названия основных цветов и некоторых оттенков.
На втором этапе (практическом) мной проводилась непосредственная образовательная деятельность по реализации проекта. Непосредственно образовательный процесс по нетрадиционной изобразительной деятельности строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. В начале дети знакомились с новой техникой рисования, затем шла работа по формированию и закреплению полученного навыка. В последних работах дети сочетали нетрадиционные техники рисования в одной композиции. При организации подобной деятельности и выборе материала, я учитывала индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Работа проводится в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность взрослого с дошкольниками. Иногда используется частичное выполнение задания, например, дорисовывание изображения. В процессе работы используются игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы).
В процессе работы с различными материалами младшие дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания рисунков у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Нетрадиционные техники, которые используются мной, доступны детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими, знакомят с новыми приемами, развивают моторику руки.
Цель третьего этапа: проследить положительную тенденцию освоения детьми техник нетрадиционного рисования. Познакомить родителей и педагогов с нетрадиционным рисованием.
На заключительном этапе было проведено развлечение для детей, где дети получили массу позитивных эмоций. Была оформлена выставка детских рисунков. Проведён мастер - класс для родителей совместно с детьми «Нетрадиционное рисование», где родители были познакомлены с нетрадиционными техниками рисования, и с удовольствием попробовали использовать их, рисуя вместе со своим ребёнком. Проведён мониторинг знаний, умений, навыков детей по освоению нетрадиционной техники рисования.
1. Ожидаемые результаты:
В результате выполнения работы по кружку будет достигнуто:
формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
2. Перспективный план:
Сроки
Название
Задачи
Октябрь
«Золотая Осень»
(отпечатки ладошек)
Ознакомление с краской. Освоение техники печатания ладошкой. Коллективная работа.
«Рябина»
(рисование ватными палочками)
Знакомство с краской. Освоение техники рисования ватными палочками.
«Виноград»
Техника рисования пальчиками-волшебными.
«Солнышко дружбы»
Техника печатания ладошкой.
Ноябрь
«Витамины-апельсины и мандарины»
Освоение техники печатания картофельным штампом. Развитие чувства цвета и ритма.
«Бусинки для куклы «
Техника печатания пальчиком.
«Мяч»
Пластилинография.
«День Матери»
Закрепление приёма рисования пальчиком.
Декабрь
«Милые шарики.»
Волшебнымит пальчиками!Развитие чувста цвета и ритма.
«Разноцветные шарики»
Продолжаем знакомиться с приемом пластилинография.
«Елочка -красавица»
(рисование ватными палочками)
Закрепление приёма рисования ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма.
«Елочная игрушка»
Прием рисования пластилином.
Январь
«Морозные узоры на окнах»
Лист бумаги необходимо намочить водой и раскрасить акварельными красками. Пока не высохла краска кладем на бумагу пакет и создаем складки, сушим лист. Когда лист высохнет пакет можно снять!
«Конфетти»
(рисование пальчиками)
Закрепление приёма рисования пальчиками. Развитие чувства цвета и ритма.
«Осьминог»
Рисуем ладошками
Февраль
«Снежинка»
Рисуем манной крупой
«Солнышко» (закрашивание трафарета губкой).
Освоение техники закрашивание трафарета губкой. Развитие крупной и мелкой моторики рук.
«Яблоня»
Освоение техники закрашивание трафарета губкой. (закрепление)Рисование яблок -пальчиками Развитие крупной и мелкой моторики рук.
«Праздничный салют»
(рисование пальчиками на мокрой бумаге)
Закрепление приёма рисования пальчиками по мокрой бумаге.
Март
«Львеночек»
Рисование методом тыка-вилкой
«Веточка мимозы»
Рисование ватными палочками
«Подарок маме к 8 марта»
(печатание пластиковой бутылкой)
Закрепление техники печатание пластиковой бутылкой. Развитие чувства цвета и ритма. Создание коллективной композиции.
«Букет цветов» - коллективная работа (печатание пластиковой бутылкой).
Освоение техники печатание пластиковой бутылкой. Развитие чувства цвета и ритма.
Апрель
«Космос» (комбинирование приёмов рисования : набрызг зубной щёткой и закрашивание трафарета губкой)
Освоение техники набрызг зубной щёткой и закрепление техники закрашивания трафарета губкой). Показать детям возможность совмещения разных техник и приёмов в одной композиции.
«Цветочки»
Печатание картошкойи и пальчиками
«Яблочко»
Рисование в технике размазывания пластилина
«Птичка» (комбинирование приёмов рисования : отпечаток ладошкой, рисование ватными палочками и рисование пальчиками прямых линий).
Закрепление техник : отпечаток ладошкой, рисование ватными палочками и рисование пальчиками прямых линий). Показать детям возможность совмещения разных техник и приёмов в одной композиции.
Май
«Сирень»
Ватными палочками
«Цветущее деревце»
Рисуем используя три цвета,ватными палочками
«Разноцветный пузырик» (рисование мыльными пузырями).
Показать детям приём рисование мыльными пузырями. Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию.