Людмила Радец Сидоренко
Отчет по работе над темой самообразования «Исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по работе над темой самообразования «Исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте»
Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение
Публикация «Отчет по работе над темой самообразования „Исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
профессиональной компетентности в вопросах развития исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
2. Разработать перспективный план работы с детьми
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
4. Оформить в группе уголок «Детская лаборатория»
5. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ»,
6. Подготовить материал и провести семинар-практикум для родителей по теме: «Учимся экспериментировать»
Работу по теме самообразования начала в сентябре 2023года, завершила в мае 2024 года. Работу строила по четырем направлениям.
• Методическая работа по теме
• Работа с детьми
• Работа с родителями
• Работа с педагогами
По первому направлению была изучена методическая литература и материалы в сети интернет. Результатом стала картотека «Опытов и экспериментов» и картотека «Схемы опытов и экспериментов»
Второе направление – работа с детьми. Была разработана программа кружковой работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста. В начале и в конце года проведена диагностика уровня развития исследовательских навыков у детей среднего дошкольного возраста. С сентября по май раз в неделю в рамках кружковой работы проводились занятия. Помимо этого проводилась работа в режимные моменты – наблюдения, беседы, работа в уголке природы и т. д.
В своей работе я выбирала такие формы воспитательного процесса, которые не наносили ущерба здоровью детей; доброжелательно и терпеливо подводила детей к изучению данной темы; формировала социальные навыки: общение, уверенность в себе, самооценка, гуманные чувства; формировала практическую деятельность; создавала атмосферу заинтересованности каждого ребенка, поощряла стремление ребенка предлагать свой способ работы. Проводила с детьми рефлексию занятия (обсуждали с детьми, что они узнали, что им понравилось, а что нет).
Участвуя в процессе исследования, дети испытывали радость, удивление, восторг. Действуя, самостоятельно или совместно со мной дети ставили цель, решали проблемы, проверяли их опытным путем, делали выводы. Опыты и эксперименты помогали развивать память, мышление, логику, волю и творческие способности.
В работе с детьми начала создавать условия для проведения опытов и экспериментов. С помощью родителей был оформлен уголок «Детская лаборатория». Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:
• приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др.
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл)
• медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др.
• прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
• утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.
По мере возможности пополняла развивающую среду пособиями, оборудованием. Я постаралась создать окружающую среду детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в то же время решала поставленную задачу по развитию исследовательской деятельности.
Достичь хороших результатов в работе по данной теме мне помогает использование разнообразных форм работы с родителями. В начале учебного года было проведено анкетирование родителей по теме "Детское экспериментирование". Оформлена папка передвижка на тему: «Экспериментируем, играя». Проведены консультации «Как развивать детскую любознательность», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», родительское собрание по теме и семинар-практикум для родителей по теме: «Учимся экспериментировать». Так же в течении года проводились индивидуальные беседы и консультации.
Для педагогов подготовлена и проведена консультация «Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ», буклет «Оформление уголка экспериментирования в старшей группе» и предложена картотека «Опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста»
Вывод: результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
• повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
• повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
• личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе;
• повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в реализации опытно-экспериментальной деятельности. В следующем году буду продолжать вести эту работу :
• Пополнять предметно- пространственную среду по данному направлению.
• Повышать свою квалификацию;
• Продолжить создавать методическую базу