Анжелика Хаметова
Отчет педагогического проекта «Развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.
Публикация «Отчет педагогического проекта „Развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Именно поэтому моим педагогическим проектом стала тема по развитию мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.
Цель проекта : Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.
Задачи проекта :
развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений;
расширять словарный запас, формировать грамматический строй речи;
совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
в процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию следующих психических процессов: произвольного внимания, наглядно-образного мышления, памяти, речи детей;
просвещение родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей;
научить родителей создавать условия для развития мелкой моторики детей в домашней обстановке.
Среди многих показателей готовности ребенка к обучению в школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Это происходит и тогда, когда маленький ребенок берет рукой игрушку, при различных играх с пальчиками малыша, массаже кончиков пальцев, лепке из пластилина, теста и многих других упражнений, которые помогут будущем ученику красиво писать, не чувствуя усталости и негативных эмоций.
Важно сразу научить ребенка правильно держать предмет, которым он пишет или рисует. А это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неправильный навык пользования письменными принадлежностями во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Но правила пользования ручкой (карандашом) разрабатывались недаром: в них обязательно правильная посадка ребенка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики, должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В дидактической игре наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В возрасте от 4 до 8 лет дети учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания). Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, держать тремя пальцами карандаш (щепотью). Они уже достаточно уверенно пользуются ложкой, вилкой, могут писать крупные буквы, рисовать простые картинки, резать бумагу ножницами вдоль нарисованной линии.
Исходя из этого, был составлен план, задачами которого являлись:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Содействовать нормализации речевой функции.
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через дидактическую игру.
Реализацию данных задач начала с изучения методической литературы и подбора материала из игр и упражнений:
Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»;
О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры»;
С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь»;
А. Хворостовцев «Умные ручки»;?
С. Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения».
оформление стенда для родителей:
«Значение развитие моторики рук для речевой активности ребенка»
«Пальчиковые игры с детьми»
«Развитие мелкой моторики в домашних условиях»
Основной этап реализации проекта был направлен на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных, физических и психических особенностей на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности; на создание условий личностного развития ребенка, развития его инициативы и творческих способностей.
Работу с детьми я осуществляла в разных формах и видах организации детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей: познавательной, художественной, исследовательской, речевой, двигательной, игровой, самостоятельной.
Опираясь на принципы ФГОС ДО, строила свою деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок почувствовал свою уникальность. В непосредственно–образовательной деятельности я иду от интересов, возможностей, способностей детей. Именно такой прием активизирует активность ребенка, способствует самостоятельности и самовыражению. Во время общения у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Я уверена, что детей надо любить такими, какие они есть, воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него. И еще каждый малыш должен знать, что он важен и нужен.
Поставленные задачи реализовывала в совместной образовательной деятельности, в повседневных обучающих ситуациях, в ходе индивидуальной работы. Использовала в своей работе разнообразные формы и методы, особенное значение уделяла использованию игрового метода, так как основным видом деятельности является игра.
Работу по развитию мелкой моторики у детей проводила поэтапно :
I. Проводила активную работу по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы.
Для выполнения поставленных задач использовала различные методы и приёмы.
Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики, которые я использовала в работе с детьми:
1) Ежедневная пальчиковая гимнастика:
а) упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, в стороны, вверх);
б) специальные упражнения на столе (выполняются сидя).
2) Пальчиковый театр.
3) Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом».
(Упражнения выполняются только карандашом.)
4) Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко, ёлка и др.) по контуру и без него.
5) Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
6) Работа с пластилином (лепка).
7) Печатание букв в тетради.
8) Конструирование и работа с мозаикой.
9) Выкладывание фигур из палочек, шнурков.
10) Массаж и самомассаж пальцев рук.
II. Активное взаимодействие с родителями.
Для родителей была изготовлены и выставлены папки-передвижки, консультации, рекомендации: «Дидактические игры для развития мелкой моторики», «Пальчиковая гимнастика», «Как развить мелкую моторику ребёнка?». Были проведены индивидуальные беседы с родителями детей с плохо развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, например с песком «Найди что спрятано», нанизывание бус, работа с мозаикой, массаж кистей рук с помощью различных предметов (шишки, карандаш).
III. Работа с воспитателями:
Для воспитателей готовила еженедельный план для работы с детьми.
Благодаря проведенной работе с детьми, правильно организованному двигательному режиму мы вышли на следующие результаты:
• В 2021 году по результатам вводного мониторинга я увидела, что дети средней группы владеют неплохими знаниями, умениями и навыками. В течение учебного года дети стали более активными участниками различных совместных игр, проявлять познавательный интерес к окружающему миру, получать удовольствие от того, что он что-то умеют, гордиться своими умениями.
• За период посещения детьми средней группы запас их знаний значительно увеличился. Для этого я предлагала детям творческие задания, вовлекала в различные виды деятельности, создавала условия для детского саморазвития. В процессе индивидуальной работы я использовала технологию разно уровневого обучения, то есть индивидуально работала с теми детьми, у которых что-то не получалось, и с теми, у которых более высокий потенциал развития. Одним детям я более подробно объясняла возможные варианты решения проблемы, другим давала задания повышенного уровня сложности.
Средством моей целенаправленной работы был комплекс игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики дошкольников :
Д/игра «Собери листочек» (разрезная картинка из 5 частей)
Игровое упражнение «Листопад» (лист желтой бумаги порвать на мелкие кусочки)
Пальчиковые игры: «Осенние листочки», «Осенний букет», «Поздняя осень»
Д/игра «Дождик» (изображение прямых горизонтальных линий)
Игры с массажным мячом
Игры со строительным материалом
Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из рябины)
Пальчиковые игры: «У Лариски-две редиски», «Урожай», «Компот»
Игровое упражнение «Собираем урожай» (лепка овощей, грибов из пластилина)
Д/игра «Чудесный мешочек» (определение овощей на ощупь)
Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование овощей на песке пальцем)
Д/игра «Веселые прищепки»
Рисование овощей пальчиками, используя гуашь
Игровое упражнение «Отделить фасоль от гороха»
Игры с мозаикой
Игровое упражнение «Я катаю орех» (массаж ладоней, пальцев рук)
Д/игра «Дорожка в лес» (выкладывание дорожки из семечек)
Игры конструктором
Пальчиковые игры: «За ягодами», «Что принес нам почтальон», «Повар»
Шнуровка
Д/игра «Мы - строители» (выкладывание домика из счетных палочек»
Д/игра «Шофер» (собрать машину из геометрических фигур)
Игровое упражнение «Сварим суп» (сортировка белой и красной фасоли)
Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из пуговиц)
Игровое упражнение «Лепим снежки» (скатать кусочки ваты в комочки)
Пальчиковые игры «Снежок», «Зимние забавы», «Елочка»
Лепка снежков, снеговика
Д/игра «Украсим нашу елку» (вкладывание игрушек из картона в прорези елки – шаблона)
Игровое упражнение «Развесим гирлянду на елку» (шнуровка елки)
Новогодняя цепочка (склеивание колец из полосок бумаги)
Коллективная работа «Елка» (рисование ладошками)
Д/игра «Собери животного» (разрезная картинка из 7 частей)
Игровое упражнение «Деревянные пазлы»
Пальчиковый театр «Колобок»
Д/игра «Веселые прищепки»
Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование на песке пальцем)
Д/игра «Животные» (выкладывание животных из счетных палочек»
Игровое упражнение «Я катаю карандаш» (массаж ладоней, пальцев рук)
Пальчиковые игры: «Транспорт», «Пешеходный переход», «Пароход»
Игровое упражнение «Выставка машин» (выкладывание машин из мозаики по образцу)
Д/игра «Светофорик» (нанизывание бусин красного, желтого и зеленого цвета на проволоку)
«Художники» (обвести трафарет с изображением машин и раскрасить)
Пальчиковый театр «Теремок»
Игровое упражнение «Отделить горох от семечек»
Игровое упражнение «Поможем маме» (собрать бусины с коврика)
Д/игра «Разложим по коробочкам» (разобрать бусины по цвету и разложить по коробочкам)
Массаж кистей рук «Бусинки - горошки»
Д/игра «Цветы для мамы» (выкладывание цветов по контуру цветным рисом)
Игровое упражнение «Деревянные пазлы»
Игровое упражнение «Сушим белье» (навешивание прищепок на веревку)
Выкладывание цветов из мозаики по образцу
Игровое упражнение «Я катаю желудь» (массаж ладоней, пальцев рук)
Д/игра «Солнце светит» (прикрепить прищепки вокруг круга)
Игровое упражнение «Волшебный клубочек покажет дорогу весне» (смотать и размотать клубок)
Пальчиковые игры: «Лужица», «Кап-кап»
Игровое упражнение «Волшебный песок»
«Построй кораблик» (выкладывание из счетных палочек)
Пальчиковый театр «Репка»
Пальчиковые игры: «Пчела», «Бабочка»
Игровое упражнение «Гусеница ползет» (выкладывание из пуговиц)
Д/игра «Украсим крылья бабочки» (шаблоны бабочки из картона, украсить пластилином)
Игровое упражнение «Узоры из спичек»
В результате работы над развитием мелкой моторики детей средней группы пять детей из семи, с низкого уровня перешли на средний уровень развития мелкой моторики.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук; дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Планомерная работа по развитию моторики рук в группе детского сада и семье способствовала:
- совершенствованию мелкой моторики рук
- совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);
- совершенствованию активной речи, словарного запаса;
- совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
- совершенствованию навыков учебной деятельности.
По результатам педагогического наблюдения и итогового мониторинга можно сделать вывод, что дети проявляют следующие навыки:
• обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, знакомы с произведениями детской литературы, обладают элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;
• владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания в ситуации общения;
• способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
• способны договариваться в игре, учитывать интересы и чувства других;
• проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
• активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, самостоятельно организуют и участвуют в совместных играх, сопереживают неудачам и радуются успехам своих товарищей, адекватно проявляют свои чувства;
• обладают развитым воображением, различают условную и реальную ситуации, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства.
На период 2020-2021 учебного года дети, посещая среднюю группу, участвовали в конкурсах не только на уровне дошкольного образовательного учреждения (конкурс чтецов, но и на международном и всероссийском уровне, занимая призовые места.
Таким образом, можно сделать вывод об активном участии детей в конкурсах различного уровня, их заинтересованности в этом и стремлении победить.
Реализуя задачу конструктивного партнерства семьи и ДОУ, основной целью взаимодействия с родителями стало:
- активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики у детей.
- консультации, беседы для родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей;
- обучение родителей создавать условия для развития мелкой моторики детей в домашней обстановке.
- систематические обновления материала в уголке для родителей, что способствует увеличению обращений со стороны родителей, анализ которых позволил выявить наиболее актуальные проблемы, волнующие родителей.
Таким образом, я сделала вывод о системе получения детьми новых знаний и умений на основе уже имеющихся усложнением согласно возрасту детей.