Каюмова Анна Михайловна
Отчет «Развитие эмоционального интеллекта с использованием игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать
Отчет
о прохождении стажировки в ходе освоения
дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Профессиональное развитие педагога в современных условиях:
педагог дополнительного образования»
ТЕМА: «Развитие эмоционального интеллекта с использованием игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста».
ВВЕДЕНИЕ
Цель виртуальной стажировки:
Публикация «Отчет „Развитие эмоционального интеллекта с использованием игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Повышение методической компетентности по должности педагог-психолог
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Выбор направления виртуальной стажировки:
Наиболее значительное методическое затруднение в моей профессиональной деятельности вызывает практическое использование в работе игр и игровых упражнений направленных на развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
2. В процессе стажировки мною были изучены следующие литературные источники, что позволило мне определить теоретическое обоснование данного вопроса:
1) Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. - СПб. : БХВ- Петербург, 2012. 288 с. Исходя из анализа данного источника, автор говорит о значительной роли эмоций в жизни человека, о том, что в современном обществе, в воспитании нынешнего поколения большое внимание уделяется знаниям, а не развитию эмоционального интеллекта детей.
Андреева И. Н. определяет актуальность проблемы развития эмоциональных способностей ребенка, приводит примеры, которые подчеркивают значимость понимания чувств других людей и проявление собственных эмоций.
Даё т следующие определение: «В современной психологии совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоций и управлению ими обозначается понятием «эмоциональный интеллект». Это понятие расширяет сложившиеся научные представления о разнообразии человеческих способностей. Как и любые другие способности, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать, для того чтобы в нашем сложном и жестоком мире сохранить свою человеческую сущность, лучше понимать себя и других, строить теплые и доверительные отношения с окружающими».
2) Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. // Социальный интеллект : теория, измерение, исследования. / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М. : Институт психологии РАН, 2004. С. 29, 36.
В своей статье Люсин Д. В. утверждает, что ЭИ – это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов: когнитивные способности, представления об эмоциях, особенности эмоциональности. Также автор подробно прописывает компоненты, которые включает в себя понятие ЭИ.
В период стажировки мною были просмотрены и изучены видеозанятия педагогов-психологов с детьми старшего дошкольного возраста :
1) Коррекционно - развивающее занятие педагога-психолога Матвиенко Ольги Юрьевны с детьми подготовительной группы, МДОУ №5 "Янтарный" г. Снежное. Цель: развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
https://yandex.ru/video/preview/14687303861887528221
Анализ занятия Матвиенко О. Ю. показал следующие: в начале занятия педагог использовала приветствие «Подари друг другу улыбку», игру «Покажи настроение».
Основная часть занятия была посвящена знакомству детей с различными эмоциями (радость, грусть, отвращение, злость, страх, удивление) через игровое упражнение «Колесо эмоций». Далее педагог использовала упражнение «Лепим настроение» на отреагирование у детей собственных эмоций и понимания своего эмоционального состояния. Игру «Угадай эмоцию» педагог провела совместно с детьми и гостями, пришедшими на открытое занятие. Также использовала упражнение «Шкатулка радости и счастья», в которой находились предметы повышающие настроение. Упражнение «Кубик радости» дети делали дома вместе с родителями и рассказывали о нё м на занятии: «Что мне доставляет радость?». Игра «Угадай настроение у музыки» способствовала развитию у детей эмоциональной сферы, слухового внимания, двигательного самовыражения.
В заключительной части занятия педагог провела рефлексию смысловую и эмоциональную : упражнение «Что такое счастье?» (с клубком ниток, упражнение «Где живёт в твоём теле радость?» (дети красками рисовали на зеркале, упражнение «Смайлики».
2) Открытое коррекционное занятие педагога-психолога Образтсовой О. с детьми подготовительной группы на тему "Поляна эмоций".
https://yandex.ru/video/preview/1495175321297018977
На основе просмотра и анализа видеозанятия педагога-психолога Образтсовой О. мной были выделены следующие игры и игровые упражнения :
Начальный этап занятия: приветствие «Я рад тебя видеть».
Основной этап занятия: упражнение «Почувствуй настроение» (визуализация образов настроения с целью осознания собственных чувств; упражнение «Поляна эмоций» (развивает у детей умение называть и определять эмоции).
Заключительный этап: ритуал прощания «Солнышко».
3) Открытое занятие педагога-психолога ГБОУ детский сад № 489 Сидоркиной М. А. «Мир эмоций».
https://yandex.ru/video/preview/14715555938530563066
Анализ занятия Сидоркиной М. А. определил использование следующих практик :
Начальный этап занятия: приветствие «Комплименты» (развитие у детей коммуникативных навыков, упражнение «Доброе животное».
Основной этап занятия: упражнение «Страна эмоций» (дети с помощью картинок определяют эмоции, педагог-психолог направляет детей вопросами : «Когда и как мы можем проявлять эти эмоции в жизни?»). Далее педагог провела упражнение «Составь сказочного героя и определи его настроение» (с целью развивать у детей умение определять эмоциональное состояние героя). В рисовании эмоций радости и грусти педагог использовала не традиционное рисование свечами и поролоновыми губками.
В заключительной части занятия педагог провела игру «Назови ласково своё имя» и подвела итог занятия.
3. За время стажировки я разработала картотеку игр и игровых упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Подобранные мною игровые упражнения направлены на ознакомления детей с миром эмоций, способами адекватного выражения своих чувств, развитию навыков рефлексии и саморефлексии, повышению самооценки, формированию положительного образа будущего и выхода из конфликтных ситуаций.
На коррекционно-развивающих занятиях с детьми ОВЗ подготовительной группы компенсирующей направленности «Подснежник» провела следующие виды игр и игровых упражнений : «Покажи настроение», «Угадай эмоцию», «Кубик радости», «Доверие», «Три характера», «Комплименты», «Как ты себя сегодня чувствуешь?», «Встреча эмоций». Дети с удовольствие играли в игры, определяли своё настроение и окружающих, изображали и сравнивали эмоции.
4. За время стажировки я получила новые знания о значении ЭИ в жизни человека, понятии ЭИ, что включает в себя ЭИ и какие факторы на него влияют. Приобрела опыт практической деятельности в использовании игр и игровых упражнений по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Определение перспектив профессионального роста. В своей профессиональной деятельности планирую и дальше изучать проблему развития эмоционального интеллекта через другие средства и методы работы: психогимнастика, произведения детской литературы (сказкотерапия, фототерапия, музыкотерапия, изотерапия, психологический театр миниатюр и др.