Надежда Рожкова
Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в работе
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в работе.
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
(Конфуций)
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента здоровья человека. Именно в этот период идет интенсивное развитие функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.
Публикация «Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в работе» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Поэтому одной из основных задач каждого дошкольного образовательного
учреждения, обозначенных в Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и
укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия. Образовательная область «Физическое
развитие» ФГОС ДО включает: «… приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек. …».
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей - дошкольников.
Одним из средств решения обозначенных задач являются здоровьесберегающие технологии. Что же это означает на практике?
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека.
Технология - это инструмент профессиональной деятельности
педагога - набор определенных профессиональных действий,
позволяющий педагогу еще в процессе проектирования предвидеть
промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-
педагогической деятельности. То есть, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цели здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку предполагают разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валелогических знаний (осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, знания о
здоровье, умение оберегать, поддерживать и охранять здоровье, навыки безопасного поведения, развитие разнообразных двигательных физических качеств, укрепление психологического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.
Применительно к взрослым (педагогам и родителям) – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
В нашем детском саду «Солнышко» одним из приоритетных направлений является физическое развитие. Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:
1. медико-профuлактические технологии;
2. физкультурно-оздоровительные технологии;
3. технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка;
4. технологии валеологического просвещения родителей.
5. технологии обеспечения здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
6. здоровьесберегающие образовательные технологии;
1. Ежегодно под руководством медицинского персонала проводится мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт (а их на данное время 157) медсестра дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную таблицу, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Также медицинским работником ведется статистика заболеваемости детей. По данным таблицы на 16.10.2017 год зафиксировано 218 случая заболеваний в детском саду, в основном преобладали вирусные заболевания, носящие сезонный характер, всплеск которых приходился на январь-февраль; за текущий год количество заболевших составило 191 человек, то есть это на 27 человек меньше по сравнению с предыдущим годом. Также на 0,5 % снизилось количество детей, имеющих хронические заболевания (таких как бронхит, и на данный период их составляет 2% от общего количества заболевших детей.
Администрацией ведется контроль питания детей, соблюдаются требования санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов; проводятся профилактические мероприятия, способствующие сопротивляемости детского организма к воздействию различных заболеваний (например, вакцинация, щадящий режим в период адаптации, чесночная терапия и т. д.); ежедневно проводится кварцевание групп детского сада, организуется здоровьесберегающая среда в ДОУ, медицинский осмотр с участием педиатра, приходящего из поликлиники еженедельно.
2. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию 3 раза в неделю (включая 1 занятие на свежем воздухе). Утренняя гимнастика проводится физкультурном зале в традиционной форме с предметами и без них.
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется также нами, педагогами в виде:
Физкультминуток (кратковременные физические упражнения проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между ООД).
Динамических пауз (упражнения для снятия общего утомления проводятся между двумя занятиями в форме пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, упражнений на осанку, дыхательной гимнастики).
Подвижных и спортивных игр (проводятся ежедневно на прогулке, в групповой комнате – с малой и со средней степенью подвижности).
Гимнастики после сна (физические упражнения проводятся после дневного сна ежедневно 5-10 мин во всех группах).
Закаливающих процедур (полоскание горла и рта, бодрящая гимнастика, воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия, хождение босиком).
Точечного массажа (воздействие на биологически активные точки, расположенные на коже человека).
Спортивных развлечений и праздников.
Прогулок, походов (посещение парка, стадиона, библиотек, музеев).
Досугов (посещение физкультурных занятий в физкультурно-оздоровительном комплексе).
Валеологического просвещения (знания, направленные на формирование, сохранение и укрепление здорового образа жизни детей : активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу. Формы, методы: экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия-беседы разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, валеологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи).
3. Для обеспечения позитивного психологического самочувствия ребёнка в
процессе общения со сверстниками и взрослыми, а также обеспечения эмоционального благополучия детей в детском саду нам помогает педагог – психолог, проводя различные семинары – тренинги, практикумы, консультации, релаксации, психогимнастику, арттерапию, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения. Так же происходит обсуждение вопросов психологического здоровьесбережения на педагогических советах.
4. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания в нетрадиционной форме, консультации, совместные конкурсы, физкультурные досуги и праздники, Дни здоровья, папки-передвижки, информация в родительских уголках, памятки, буклеты, беседы, дискуссии с участием психолога, медика, специалиста по физическому воспитанию, "дни открытых дверей" для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале.
5. Для развития культуры здоровья педагогов детского сада ведется подбор и расстановка кадров с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости, а также учет требований к профессиональной подготовке педагогов. Ведь педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью.
6. Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура : физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении. На игровых участках и спортивной площадке имеется необходимое оборудование, так как одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.
Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в благоприятные для солнечной активности часы.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий направлена на
здоровьесбережение и здоровьеобогащение детей, посещающих
дошкольное учреждение. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии на базе нашего сада формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
В здоровом теле — здоровый дух.
Децим Юний Ювинал
Список литературы:
1) Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход, 2000.
2) Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие/ Л. В. Гаврючина. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
3) Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007.
4) Полтавцева Н. В. Современные здоровьесберегающие технологии в
дошкольном образовании / Н. В. Полтавцева — «ФЛИНТА», 2016.
5) Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях. - Методист. – 2007.
6) Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы : Методическая библиотека / Н. К. Смирнов. – М. :АРКТИ, 2003 г.