Елена Иванова
Отчет о проектной деятельности родительского клуба «Учимся, играя»
Актуальность.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Публикация «Отчет о проектной деятельности родительского клуба „Учимся, играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Актуальность данной работы в том, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
(слайд № 2). С 01.01.2014г. в действие введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», где одной из задач является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Решение этой задачи основано на профессиональной грамотности педагога».
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".
Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между педагогами и родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.
Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.
Личной готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т. д.
"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Формирование активной жизненной позиции родителей явилось актуальной проблемой для педагогов нашего детского сада. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому учреждением был взят активный курс на создание единого пространства развития ребенка в детском саду и семье – первой школе воспитания растущего человека.
(слайд № 3). Работа над определением эффективной формы взаимодействия с родителями проходила в несколько этапов.
(слайд № 3) - щелчок. Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды, компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей. Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы. Анализ результатов проведенной работы выявил психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.
(слайд № 3 – щелчок). После подведения итогов сбора и анализа полученной информации начался второй этап, целью которого стало определение наиболее эффективной формы сотрудничества с родителями по выявленным вопросам. Возникла потребность в такой форме взаимодействия ДОУ с родителями, которая позволила бы нашим родителям стать непосредственными участниками педагогического процесса, вызвать у них интерес к познанию самих себя, поддержать их в развитии социально-культурной компетентности в области воспитания, осознанию родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формированию мотивации к их изменению, поиску и апробированию новых способов детско-родительских отношений.
Проанализировав сложившую ситуацию, существующие в практике формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является Родительский клуб.
Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.
(слайд № 3 – щелчок). Третьим этапом в реализации поставленных задач стало создание Родительского клуба по выявленным проблемам «Учимся, играя». Предварительно, на родительских собраниях мы проинформировали родителей о деятельности родительского клуба. В начале учебного года, по результатам опросов родителей были выбраны наиболее актуальные и волнующие вопросы встреч родительского клуба и составлен план работы на год. Встречи планируются 1 раз в месяц.
Прежде всего, были определены цель и задачи.
(слайд № 4). Цель родительского клуба: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития; привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания и развития ребенка.
(слайд № 5). Задачи родительского клуба:
• оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
• повышать педагогическую культуру родителей;
• активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
• выявлять положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;
• способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.
(слайд № 6). Ожидаемые результаты:
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
• формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
• возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
• рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами и ДОУ в целом.
(слайд № 7). Этапы проекта:
Подготовительный:
1. Сбор анамнестических данных.
2. Диагностическое обследование детей с целью выявления особенностей психического развития каждого ребёнка, степени сформированности знаний, умений, навыков.
3. Анкетирование родителей.
4. Индивидуальное консультирование по итогам психолого-педагогического обследования детей.
5. Проведение индивидуальных бесед.
6. «Результаты обследования детей. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми на первое полугодие».
Практический этап родительского клуба: «Учимся, играя»:
Итогово-аналитический:
1. Диагностическое обследование детей с целью определения характера динамики развития и оценки качественности работы за год. Прогнозирование дальнейшей коррекционно-образовательной работы. Итоги подведения результатов за квартал.
2. Награждение родителей: грамотами и благодарностями за активное участие в родительском клубе «Учимся, играя».
3. Анкетирование.
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых. Семья является надёжным фундаментом в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества. Поэтому в своей работе мы применяем личностно-ориентированный, гуманно-личностный подход к детям и к их родителям.
(слайд № 8). В 2019 году на базе дошкольного учреждения начал свою работу родительский клуб «Учимся, играя», это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании и развитии детей.
Свой вклад в организацию деятельности клуба вносят коррекционные специалисты дошкольного учреждения (учитель-дефектолог Иванова Е. П., педагог-психолог Тимохова Т. В., учитель-логопед Чуприна О. В., учитель-дефектолог Овчарова О. А.).
Педагоги и специалисты дошкольного учреждения учат родителей лучше чувствовать и понимать своего ребенка, грамотно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики.
(слайд № 9). Для эффективного сотрудничества с родителями учитываем их личностные проблемы, прежде всего, чтобы заслужить их доверие, раскрепостить их, получить эмоциональный отклик, что не всегда позволяют сделать традиционные формы работы с родителями. Общение в рамках родительского клуба создает положительную эмоциональную атмосферу, как для педагогов, так и для взрослых.
В рамках родительского клуба организую встречи родителей, заинтересованных в решении проблем своих детей. В условиях неформального общения участники клуба знакомятся друг с другом, делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком, встречаются со специалистами, обмениваются размышлениями о себе и своей работе, участвуют в тренингах и исследованиях. Работа с родителями, основана на сотрудничестве и взаимодействии.
(слайд № 10). Использую различные формы проведения родительского клуба «Учимся, играя» такие как:
-круглый стол, консультации, беседы, дискуссии;
-семинары-практикумы со специалистами»;
-совместные праздничные мероприятия;
-участие в конкурсах;
-использование информационных технологий: выпуск брошюр, буклетов, памяток;
-ИКТ технологии - что позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.
(слайд № 11). На этих встречах я рассказываю о маленьких достижениях детей в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения, что помогало родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, они научились эффективному взаимодействию с ним, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.
Во время встреч в клубе «Учимся, играя» родители имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, и это дает родителям ощущение того, что «они не одиноки».
(слайд № 12). Результатом работы клуба является:
-включение родителей в жизнь детского сада, сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания и коррекционной работы;
-родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;
-убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху;
-формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
В заключении необходимо отметить, что работа клуба способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения.
(слайд № 13). Спасибо за внимание!