Оксана Гренц
Кружковая деятельность в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет о работе кружка
по развитию мелкой моторики "Ладушки"
для воспитанников 1-младшей группы
Воспитатель: Гренц О. А.
2022-2023 гг.
В ходе своей работы я обнаружила, что у многих детей группы низкий уровень развития мелкой моторики рук. У многих детей группы плохо развита речь. Уже ни для кого не секрет, что развитие речи тесно взаимосвязано с развитием моторики пальцев рук, развивая моторику, мы развиваем и коммуникативные навыки.
Темочки:
Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с раннего возраста, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка.
Поэтому я решила создать кружок дополнительного образования «Ладушки». Работа этого кружка направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
В начале года мною была разработана программа работы кружка, целью которой стало укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи.
1. Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждый пальчиком, работа пальчиками обеих рук с мелкими деталями).
2. Развивать тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.
3. Развивать умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности : пальчиковых играх с предметами, лепке.
4. Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
При решении поставленных задач учтены возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.
Образовательную деятельность проводила один раза в неделю, во второй половине дня. Время проведения 10 минут. Занятия проводились со всей группой, так как все родители записали детей в кружок.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка использовала следующие формы работы:
1. Пальчиковая гимнастика;
2. Артикуляционная гимнастика;
3. Речевые игры;
4. Массаж
Занятия кружка включают в себя разнообразные игровые упражнения, сюда входят пальчиковые игры, которые сопровождаю чтением стихов и потешек. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», рисование в нетрадиционной форме, но и разнообразные игры и действия с предметами.
Почти все игры я сопровождаю стихотворениями, малыми фольклорными формами – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование малых фольклорных форм в играх с предметами позволяет мне достичь наибольшего обучающего эффекта: они привлекают внимание детей и легко запоминаются.
В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображаю с помощью движений рук и пальцев. Во время игр с различными предметами так же мною задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою наших детей, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Работа с родителями очень важна, так как от знаний и умений родителей в данном направлении зависит развитие речи и мелкой моторики пальцев рук у детей в домашних условиях. Для этого я использовала наглядные папки «Сенсорное развитие детей в домашних условиях», «Развитие творческих способностей», «Книги для ребенка 2- 3 лет».
Подводя итоги работы кружка, можно сделать вывод, что у детей развились такие психические процессы как: внимание, мышление, память, развились речевые навыки, воображение. В результате проведенной работы большинство детей освоили базовые артикуляционные упражнения. Правильно и четко произносят гласные звуки, умеют произносить слова с различной громкостью, выполняют динамические упражнения для пальцев рук и кистей рук. У ребят заметно возрос интерес к художественному слову, они стали более уверенными и самостоятельными, более активными в образовательной деятельности.