Ольга Приказчикова
Отчёт об опытно-экспериментальной работе по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
группы педагогов детского сада №12 «Ягодка».
В современном мире в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными.
Поэтому проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства.
Публикация «Отчёт об опытно-экспериментальной работе по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Всем известно, что Родина начинается с родного дома, улицы, поселка. Знание ребенком истории поселка, его достопримечательностей, природы своей малой родины, деятельности проживающих там людей, а также отражение полученных знаний и впечатлений в продуктивной деятельности затрагивают не только область ума, но и область духовных и нравственных чувств.
Актуальность темы
связана с четырьмя положениями.
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке высоконравственных людей, обладающих духовно-нравственными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников позитивного и негативного характера.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовности и нравственной воспитанности.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они информируют дошкольника о нормах поведения и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Духовно-нравственное воспитание предполагает :
нравственный облик,
нравственные чувства,
нравственную позицию,
нравственное поведение.
Поэтому «Воспитание духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного поселка» и стало темой опытно-экспериментальной работы нашего детского сада.
В опытно-экспериментальной работе принимали участие :
Руководитель эксперимента: заведующая Наумова Ф. А. (высшая квалификационная категория).
Воспитатели : Приказчикова О. А., Вялкова Н. А.
(высшая квалификационная категория).
Музыкальный руководитель Курагина Л. В.
(первая квалификационная категория).
Воспитанники средней и подготовительной к школе группы.
Родители.
Цель, соответствующая теме опытно-экспериментальной работы, – воспитание духовно-нравственных чувств через ознакомление с историей и культурой родного поселка.
Эта цель конкретизируется следующими задачами:
• Знакомить детей с природными особенностями родного поселка. Воспитывать в детях бережное отношение к природе.
• Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного, сопоставляя образы природы, выраженные музыкой.
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
• Знакомить детей с традициями и праздниками родного поселка. Воспитывать интерес к духовному наследию русского народа (через ознакомление детей с народными играми и забавами).
• Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
• Познакомить детей с творчеством местных народных умельцев.
• Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
Объект
Процесс обучения и воспитания детей среднего и подготовительного к школе возраста.
Предмет
Эффективность применяемых методов в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Гипотеза на наш взгляд предполагает:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному поселку, но если в ходе реализации эксперимента дети приобретут знания об истории поселка, достопримечательностях, природе родного поселка, традициях и праздниках русского народа (которые и по ныне отмечают в нашем поселке, будут знать имена тех, кто прославил родной поселок, начнут проявлять интерес к событиям в жизни поселка и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи опытно-экспериментальной работы выполнены.
Работа по теме разделена на 4 этапа.
1 этап - диагностический, где определяется проблематика и актуальность темы для нашего детского сада, определяются цели и задачи дальнейшей работы.
2 этап – организационный: создание перспективного планирования, конспектов занятий, обогащение предметно-развивающей среды.
3 этап – практический: реализация комплекса разработанных мероприятий перспективного плана. Этот этап разделен на под темы: «Природа родного края», «Традиции и праздники русского народа», «Руки – не для скуки».
4 этап – итоговый: оценка эффективности работы по программе опытно-экспериментальной деятельности.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Необходимые условия реализации эксперимента:
интерес детей и родителей;
методические разработки;
взаимосвязь с социумом.
Программа опытно-экспериментальной работы, согласно требованиям ФГТ, построена на адекватных возрасту детей
формах работы :
Беседы;
Чтение художественной литературы;
Обязательная образовательная деятельность;
Продуктивная деятельность;
Культурно - досуговая деятельность;
Экскурсии;
Работа с родителями.
а изучение литературы по этой тематике позволило наиболее гармонично и доступно для детского восприятия организовать планирование работы и ее реализацию.
Для решения задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду в обязательной образовательной деятельности и проходит через все образовательные области:
• коммуникация - обогащение словаря детей новыми словами, эпитетами, пословицами, поговорками, образными выражениями;
• чтение художественной литературы - это сказки, потешки, поговорки, лучшие произведения русских писателей и поэтов, а также рассказы о святых и защитниках земли Русской;
• художественное творчество - знакомство детей с народными промыслами, картинами русских художников, приобщение детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол);
• музыка - ознакомление с русскими народными и православными праздниками, а также с народными песнями и танцами;
• познание - это воспитание национального самосознания дошкольника, которое должно начинаться с ощущения того, что ребенок живет в России, на русской земле, говорит на родном языке и познает культуру своего народа, работа по экологическому воспитанию строится на основе народного календаря, связанного с временами года, что позволяет лучше понять и полюбить природу, а это одна из составляющих любви к родному краю;
• физическая культура и здоровье - построено на народных играх разных видов. Это дает возможность решать задачи физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей;
• безопасность - формирование способа безопасного поведения в мире природы;
• труд – формирование представлений о труде взрослых;
• социализация - непосредственно-образовательная деятельность по приобщению к народной культуре в игре.