Марина Жужгина
Отчет о кружковой работе по краеведению «Детство с родным городом»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
“Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни” говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества сформируются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогащают.
Публикация «Отчет о кружковой работе по краеведению „Детство с родным городом“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мой край, мой город. Краеведение
- Отчет о работе кружка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. На нас, педагогов – дошкольников, возложена миссия: воспитать подрастающее поколение патриотов, научить любить свою страну и гордится ею. Важно дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь, где живет твоя семья, там где мама.
Если ребенок осознает себя членом семьи, жителем города, знает его историю, интересуется происходящими событиями, то он обязательно вырастет настоящим патриотом не только малой родины, но и большой великой страны - России.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении предполагают создание, составление педагогами интересных дополнительных образовательных программ, помогающих всем участникам образовательного процесса осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Такой программой является наша модифицированная программа «Детство с родным городом», которую и реализуем в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Содержание программы направлено на формирование основ краеведения, воспитание гражданственности и патриотизма.
Ведущей идеей программы является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного края - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить.
Цель программы: осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного края.
Это предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных.
1. Развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности;
2. Поддержка интереса к изучению истории родного края и неразрывной связи с историей России.
3. Мотивирование ребенка к дальнейшему познанию города.
4. Расширение представления детей о промыслах региона: янтарь и его производство.
5. Формирование представлений о своеобразии природы Калининградской области, воспитание позитивного, эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;
6. Формирование навыков трудолюбия, уважительного, бережного отношения к труду и его результатам.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с принципами, определё нными Федеральными государственными образовательными стандартами:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
• основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей,и самостоятельной деятельности детей;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Программа включает следующие модули:
• Ближайшее городское окружение. Особенности городской среды : улицы, названия улиц, происхождение названий, достопримечательности ближайшего окружения. Дома ближайших улиц. Их особенности, необычные элементы декоративного убранства. Старинные и современные дома, их особенности.
• История города. Что такое город - крепость? Бранденбургские ворота, Королевские ворота, Фридланские ворота как триумфальные ворота города. О чем рассказывают скульптуры на них. Рыбная деревня. Кафедральный собор.
• Достопримечательности города Калининграда.
• Традиции города и горожан : календарь памятных дат и праздников Калининграда. Начало штурма Кенигсберга во время Великой Отечественной войны – 6 апреля 1945г. Торжественный военный парад на площади Победы. Акция «Георгиевская ленточка», необходимость бережного отношения к георгиевской ленточке. Участие в акции «Цветы – ветеранам». Возложение цветов к мемориальным комплексам. Проведение поэтического марафона в память о героях ВОВ. Рождественские и новогодние традиции Калининграда, украшение главной елки на площади Победы, ярмарки и гуляния в городе. Семейные традиции празднования Нового года и Рождества.
• Природа Калининградской области.
Реализация программы осуществляется через различные виды деятельности:
Репродуктивная деятельность:
Просмотр фрагментов художественных, документальных фильмов, которые иллюстрируют события связанные с городом.
Чтение художественной литературы, рассказывание легенд, просмотр мультимедиа-презентаций.
Заучивание стихотворений о городе, его достопримечательностях.
Продуктивная деятельность:
Плоскостное моделирование сооружений и их частей.
Прорисовка архитектурных сооружений игра в «город-мечту» (что могло бы здесь находиться и происходить).
Рисование символов города.
Создание коллажей.
Поисковая деятельность:
Проблемное обсуждение мультимедиа-презентаций по тематическим блокам «Ближайшее городское окружение», «История города», «Достопримечательности города Калининграда», «Традиции города и горожан : календарь памятных дат и праздников Калининграда», «Природа Калининградской области».
Организация игр-путешествий и экскурсий по городу в виртуальном пространстве.
Организация целевых прогулок по ближайшему городскому окружению.
Словесные игры, направленные на уточнение представлений детей, активизацию словаря.
Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки. Которые сопровождаются беседами, направленными на обобщение увиденного.
Неиссякаемый источником информации по праву считается Калининградский краеведческий музей, место, где наши дети получают возможность прикоснуться к живой истории, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего дела.
Согласно договору, активно сотрудничаем с Музеем Мирового океана, наши воспитанники активно посещают тематические экскурсии, музейные занятия на базе Детского центра «ОкеаниЯ», коллектив награжден благодарственными письмами, грамотами.
Проводим совместные литературные гостиные, в рамках сотрудничества с коллективом детской библиотеки им. В. В. Маяковского, участвуем в выставках детских рисунков, в мероприятиях детско – юношеского центра экологии, краеведения и туризма, Калининградской областной Художественной галереи.
Большую значимость в решении задач патриотического воспитания имеют встречи с интересными людьми нашего города : ветеранами войны, труда, людьми разных интересных профессий.
В группе оформили уголок краеведения, подобрали материалы по ознакомлению детей с родным городом, страной, создали мобильные мини – музеи: «Калининград-Кенигсберг», «Янтарь – легенда», «Море и его богатство», Тематические альбомы: «Трудовой Калининград», «Рыбацкий край», «Наши космонавты», «Куршская коса».Совместная работа педагога, ребенка и родителя, способствует улучшению детско - родительских отношений.
Для того чтобы полученные знания о родном городе стали для детей личностно значимыми, в программе предусмотрена возможность для отражения накопленного социального опыта. Мы разработали целую серию интересно-познавательных дидактических игр, которые знакомят детей с родным городом, оформили картотеки («Имена в названиях улиц», «Городские музеи», «Памятники нашего города», «Календарь памятных дат» и др.) Программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской деятельности : изготовление макетов зданий и улиц, издание книжек – самоделок, выпуск стенгазет, оформление выставок творческих работ, активное участие в мероприятиях, соревнованиях, конкурсах, организованных на областном и городском уровне.
Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, именно здесь формируется личность ребенка, воспитывается любовь к своим родным и близким, к родному дому, городу, природе. Важным аспектом, предусмотренным программой, является взаимодействие с семьей, так как родители - полноправные участники образовательного процесса с активной позицией и желанием участвовать в жизни своих детей. Родители оказывают помощь в организации образовательного процесса, экскурсий (пеших, автобусных, создании презентаций, в работе над проектами : «Наследие», «Янтарь – легенда и реальность», «Море и его богатство», «Рассказ о городе в стихах», «Мамина школа», и др.
Результаты нашей работы сформированные знания и представления детей об истории города, края, но главное - это неподдельный, активный интерес к дальнейшему познанию.
Свое выступление хочется закончить словами великого педагога – гуманиста Василия Александровича Сухомлинского: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».