Анастасия Зубричева
Отчет инструктора по физкультуре за учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет о проделанной работе
за 2021–2022 учебный год
инструктора по физической культуре
Зубричевой Анастасии Григорьевны
Краснодар 2022
Работа по физической культуре в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под редакцией Васильевой М. А,Комаровой Т. С., Вераксы Н. Е.
Физкультурно-оздоровительную работу в учреждении осуществляют педагоги и воспитатель по ФК.
Публикация «Отчет инструктора по физкультуре за учебный год» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
1. Общая характеристика групп, в которых велась работа.
Работа велась с 6 группами (2 группы – средние, 3 группы - старшие, 1 группа - подготовительная). Возраст детей от 4 до 7 лет.
Третий год жизни (вторая младшая группа).
Младший возраст — важнейший период в развитии дошколь ника, который характеризуется высокой интенсивностью физичес кого и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, пред метным миром.
Задачи по физической культуре по воспитанию и развитию детей от 3 лет до 4 лет.
1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
2. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: выполнению основных движений, общеразвивающих упражнений, участию в подвижных играх.
3. Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя.
4. Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, скоростно - силовые качества, реакцию на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию общей выносливости, силы, гибкости.
5. Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
Пятый год жизни (средняя группа)
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными.
Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.
Задачи воспитания и развития детей
1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
2. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта:
- уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений;
- соблюдению и контролю правил в подвижных играх;
- самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;
- умению ориентироваться в пространстве;
- восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнения;
- развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.
3. Целенаправленно развивать быстроту, скоростно - силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы.
4. Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
Шестой год жизни (старшая группа)
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психоло гические механизмы деятельности и поведения.
Возраст 5— 7 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7 — 10 см, при этом показатели роста детей подготовительной группы несколько выше, чем у детей шестого года жизни. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Уделяется особое внимание развитию мелкой моторики. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее, закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью).
Седьмой год жизни (подготовительная к школе группа)
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностъю и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.
Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольников в детском саду — в общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими.
Воздушный и тепловой режимы, освещенность спортивного зала должны соответствовать принятым гигиеническим нормам. Возраст 5 — 7 лет характеризуется активизацией ростового процесса. Быстро увеличивается длина конечностей. Следует помнить, что позвоноч ник ребенка 5 — 7 лет очень чувствителен к деформирующим воздей ствиям. Поэтому постоянный контроль за позой и осанкой каждого ребенка — обязательное условие его нормального физического развития.
2. Анализ плана за прошедший учебный год.
Цели и задачи:
На практике вся система физического развития и воспитания ребенка в ДОУ строится вокруг физиологического и медицинского подходов к организации воспитательно – образовательного процесса. Первостепенное значение уделяется вопросам здоровья детей и организации условий для его охраны и укрепления, а целью физического воспитания становится формирование привычки к здоровому образу жизни.
Между тем, поставленная цель может реализоваться только в комплексности решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач во всех направлениях работы с дошкольниками.
Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды и работоспособности организма. Более того, охрана и укрепление физического здоровья воспитанников ДОУ являются одной из основных задач детского сада.
Учитывая специфику данного термина, оздоровительные задачи физического воспитания определяются применительно к каждой возрастной группе воспитанников в более конкретной форме:
- помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно – суставного аппарата, способствовать развитию всех групп мышц (особенно – мышц-разгибателей, формированию опортно – двигательного аппарата и развитию двигательного анализатора;
- способствовать правильному соотношению частей тела и правильному функционированию внутренних органов, совершенствованию деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, развитию органов чувств, функции терморегуляции и центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность).
Образовательные задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств и двигательных способностей, передачу простейших понятий о физической культуре и доступных знаний о спорте.
Кроме того, современные программно – методические разработки (Глазыриной Л. Д., Кудрявцева В. Г., Егорова Б. Б.) нацеливают воспитателей на постановку специфических проблемно – двигательных задач физического воспитания.
В процессе физического воспитания осуществляются воспитательные задачи, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и потребности в здоровом образе жизни, формирование культуры чувств и эстетического отношения к физическим упражнениям. Благодаря физическому воспитанию создаются благоприятные условия:
- для воспитания волевых качеств личности (смелость, решительность, выдержка, настойчивость и т. д.);
- для формирования положительных черт характера (организованность, скромность и др.);
- для нравственных основ личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи и т. п.).
- главным образом в том, что сам процесс физического воспитания органически участвует в формировании характера и моральных качеств человека».
«Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В этом учебном году планировала и осуществляла свою работу в тесном сотрудничестве с педагогами ДОУ. На каждую группу составлялось планирование учебной деятельности. В течение рабочего периода на каждый возрастной период подготовила комплексы утреней гимнастики, с использованием оздоровительных упражнений, которые проводились по параллелям.
Выполнение программных требований предусматривало учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Организованная деятельность по физической культуре с детьми возрастных групп планируется и проводится в спортивном зале и на спортивной площадке под моим руководством. В детском саду созданы условия для укрепления здоровья детей, их физического и психического развития:
• разнообразные виды и формы организации режима двигательной активности детей, с увеличением моторной плотности;
• варьирование физической нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;
• в каждой группе организованы физкультурные уголки;
• спортивный зал;
• широко используются разнообразные формы организации физической активности детей: утренняя зарядка, организованная деятельность в спортивном зале, на участке, на стадионе и беговой дорожке, физкультминутки, подвижные игры и развлечения, физкультурные праздники и Дни здоровья.
В системе физического воспитания в детском саду используются следующие организованные формы работы двигательной деятельности детей:
• утренняя гимнастика;
• профилактические меры в период эпидемий гриппа;
• физкультура в спортивном зале и на улице;
- занятия на тренажерах;
• физкультминутки;
• пальчиковая гимнастика;
• оздоровительный бег;
• праздники, развлечения, досуги;
• соблюдение двигательной активности в течение дня;
• упражнения для профилактики плоскостопия и искривления позвоночника;
• закаливающие мероприятия (воздушно - оздоровительная гимнастика после сна)
Регулярно проводились по два занятия в неделю в зале + одно занятие на прогулке /для детей старшего дошкольного возраста/.
3. Краткая характеристика мероприятий,проведенных в течение учебного года :
За отработанный учебный год по плану проводились физкультурные мероприятия, где была проведена совместная работа воспитателя по физической культуре, воспитателей, педагогов- предметников, музыкальных руководителей:
Физкультурные развлечения,досуги, праздники: «Осень в гостях у ребят», «Здравствуй, осень!», «Осень в лесу», «Наш друг,светофор», «Правила дорожного движения», «Вместе весело шагать.», «Веселые старты»,«Веселые эстафеты», «Приключение в страну сказок», «Здравствуй, Зимушка-зима!»,«Зимушка-зима, спортивная пора!», «Здравствуй, Зимушка-зима!», «Зимние забавы», «Маленькие защитники», «Бравые солдаты», «Защитники Родины», «Веселые эстафеты», «Весну встречаем, зиму провожаем», «Мой веселый,звонкий мяч», «Игры народов мира», «Мы сильные, смелые, ловкие, умелые!», «Поигра-ка!, «Мы веселые ребята!», «Цветок Здоровья!»
4. Работа с родителями:
В этом учебном году были проведены следующие консультации для родителей:
Консультация на тему: «Помогите ребенку укрепить здоровье».
Консультация на тему: «Дыхательная гимнастика в детском саду».
Советы родителям: «Учимся играть вместе».
Консультация на тему: «Гимнастика вдвоем».
Консультация на тему: «Внимание! Плоскостопие!»
Консультация на тему: «Как выбрать вид спорта?»
Анкета для родителей на тему: «Здоровый образ жизни в семье»
5. Работа с педагогами:
С начала учебного года в каждой группе были обновлены воспитателями группы физкультурные уголки. Были изготовлены дорожки по профилактики плоскостопия и правильной осанки для закаливания.
Консультация на тему: «Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста»"
Консультация на тему: «Упражнения для рук, кистей и пальчиков».
Смотр-конкурс к месячнику здоровья на тему: «Эмблемы здоровья».
Сообщение на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы с использованием инновационных технологий».
Консультация для воспитателей на тему: «Физкультурные уголки и их значения в физическом развитии детей».
Консультация для воспитателей на тему: «Использование подвижных игр в коррекции поведения детей»
Консультация для воспитателей на тему: «Методика проведения физкультурных занятий на прогулке»
6. Результаты педагогической диагностики по физическому развитию:
Результаты педагогической диагностики по физическому развитию
инструктора по физической культуре Зубричевой Анастасии Григорьевны
МАДОУ МО г. Краснодар «Центр-детский сад №118 «Золотой ключик»
«Жемчужинки» (средняя группа) «Любознайки»
(старшая
группа) «Барбарики» (подготовительная группа) «Звездочки» (старшая группа) «Барбарики» (Старшая группа) «Волшебники» (средняя группа) «Почемучки» (средняя группа)
90% 93% 95% 95% 90% 88% 92%
Общий процент:93%
Вывод: высокий процент освоения программы по физическому развитию на конец года составляет 93%.
Вывод: высокий процент результатов диагностики на конец года показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы физкультурно-оздоровительной работы в учреждении.