Папки-передвижки

Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе.

Лариса Сотникова
Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе.
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи, обучение детей дошкольного возраста родному языку становится особенно актуальной проблемой в связи с целенаправленной, углубленной их подготовкой к школе.

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а так же вне их – в игровой и трудовой деятельности, в повседневной жизни. Обучение родному языку и развитие речи детей должно стать главной задачей специальных занятий.

Публикация «Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе,» размещена в разделах

Речевые занятия в разных возрастных группах детского сада должны проводиться в определенной системе, которая должна включать в себя все аспекты речевого развития (фонетику, лексику, грамматику). В основе этой системы должен быть комплексный подход, предполагающий решение на одном занятии разных речевых задач: воспитание звуковой культуры речи, словарную работу, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. При разработке занятий необходимо основное внимание уделять взаимосвязи всех речевых задач в каждой возрастной группе, причем на том или ином возрастном этапе эта связь выступает в разных сочетаниях.

Словарная работа с детьми должна быть направлена, с одной стороны, на расширение их пассивного и активного словаря, на углубление понимания смысла слов; с другой стороны, на овладение умением четко выражать свои мысли и в дальнейшем использовать усвоенные слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа, в которой уделяется внимание формированию умения оперировать словом, выделять его смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов, оказывает положительное влияние на развитие устной монологической речи детей дошкольного возраста.

Словарная работа оказывает прямое и непосредственное влияние на отбор языковых средств, т. е. на нахождение наиболее точного слова в речевом высказывании. Она включает упражнения по подбору синонимов и антонимов, эпитетов и сравнений к заданным словам.

Изобразительно-выразительные возможности русской лексики исключительно велики. Разнообразно используются в речи явления полисемии, антонимии, синонимии. В основе полисемии (многозначности) лежит перенос употребления одного и того же слова, имеющего несколько значений, в разные словосочетания. Синонимы помогают наиболее точно передать тончайшие оттенки мысли, они делают речь образной, выразительной, помогают избежать повторений одних и тех же слов в связном высказывании. Понимание такого явления, как синонимия, для детей дошкольного возраста вполне доступно. Особенно легко они усваивают так называемые контекстуальные (ситуативные) синонимы – слова, которые оказываются близкими по значению, по смыслу лишь в определенной языковой ситуации, в определенном контексте.

Словарные упражнения помогают формировать у детей умение произвольно отбирать слова, включать в повествование описания (времена года, погода, творчески преобразовывать выражения. Сначала это проявляется в отдельных словарных упражнениях, играх, в дальнейшем они переносят усвоенные умения и навыки в связную речь.

Формирование грамматического строя речи также находится в тесном взаимодействии с развитием связной речи и особенно с лексической работой. Дети учатся правильно согласовывать существительные и прилагательные единственного и множественного числа, образовывать новые слова, подбирать определения. При анализе и пересказе литературных произведений, во время рассматривания сюжетных картин, описания игрущек, самостоятельных творческих рассказов дети учатся распознавать смысловые оттенки слов.

Такие упражнения помогают детям уяснить грамматические формы и при составлении рассказа правильно использовать их. Чтобы добиться связного высказывания, следует давать упражнения по синтаксису, развивающие умения правильно строить простые и сложные предложения. Дети придумывают окончание предложения, начатого воспитателем, предлагают различные варианты, которые коллективно обсуждаются. Затем текст с этим предложением зачитывается вслух целиком. Другие дети пересказывают его – это тоже новый вариант высказывания, так как каждый ребенок строит предложение по-своему.

Занятия, в которых тесно переплетаются грамматические и лексические задания, очень полезны для построения предложений при составлении связного текста. Речь детей становится образной, они легко подбирают определения и находят для них правильную грамматическую форму. Упражнения, во время которых ребенок диктует, а взрослый записывает, приводят к тому, что малыш начинает задумываться над правильным построением предложения и старается говорить точно и интересно. Одновременно ему дают пример связи предложений с помощью разных ее типов.

Развитие связной речи неотделимо от воспитания ее звуковой культуры. Такие элементы, как темп, сила голоса, дикция, интонационная выразительность, по-разному влияют на связность изложения текста. Если речь ребенка убыстрена,дикция не развита, он плохо произносит отдельные звуки, «проглатывает» окончания слов, то и речь его непонятна для окружающих, ее нельзя назвать связной. Если ребенок к тому же не владеет интонационной выразительностью, он говорит монотонно, не может отделить одно предложение от другого. Детей обязательно следует учить чувствовать правильную интонацию (просьбы, грусти, радости, удивления). Тогда им легче будет излагать задуманное.

Развитие связной монологической речи – основа речевой подготовки ребенка к школе, поскольку именно там монологическая речь становится не только объектом, но и средством обучения. Кроме того, она является основой успешного формирования у школьников письменной речи.

Связное высказывание отражает уровень умственного развития ребенка настолько, насколько у него сформированы восприятие, мышление, внимание, память, воображение. Вместе с тем такое высказывание показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи.

Публикации по теме:

Некоторые подходы к формированию мотивационной готовности к обучению в школе Аннотация Актуальность темы определяется тем, что процесс формирования мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к.

Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь.

Организация взаимодействия семьи и ДОУ с целью совершенствования формирования готовности ребенка к обучению в школе Тема: Организация взаимодействия семьи и ДОУ с целью совершенствования формирования готовности ребенка к обучению в школе Глава 1. Содержание.

Консультация для родителей «Подготовка к школьному обучению. Виды готовности к школе» Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний год перед школой. Готовность ребенка определяется его - физическим развитием.

Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе Реализация основных задач дошкольного образования в контексте основных идей ФГОС ДО невозможна без создания особых условий взаимодействия.

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе» Актуальность Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь.

Развитие связной речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством усвоения содержания основной образовательной Оглавление: Введение …. …. 3стр. 1. Теоретические основы развития речи и сенсорного воспитания ….…6стр.

Развитие связной речи для детей с ОНР. Методические рекомендации к логопедической работе по развитию связной речи Занятия по пересказу Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру.

Семья как основной фактор формирования психического здоровья ребенка Одной из главных функций семьи является воспитание детей. Семья призвана обеспечить правильную организацию жизни ребёнка. Именно эта роль.

Потенциал семьи как основной фактор патриотического воспитания дошкольников В процессе экономического и политического реформирования, существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе.
Опубликовано: 22 мая 2018 в 09:17
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе.» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Сотникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД