ЛАРИСА КАЛЕНКИНА
Освоение комплексной программы «Мир открытий». Образовательная область «Физическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум по теме:
Освоение комплексной программы «Мир открытий».
Образовательная область «Физическое развитие».
«Мир открытий» - это комплексная программа нового поколения, разработанная в соответствии с ФГОС ДО. Одной из основных особенностей программы являются здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии, направленные на объединение образовательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной образовательной организации.
Публикация «Освоение комплексной программы „Мир открытий“, Образовательная область „Физическое развитие“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Содержание образовательной области «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а так же с правильным, не наносящим ущербу организму, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Физическое развитие – динамический процесс роста и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. С одной стороны, этот процесс отражает общие закономерности роста и развития организма, с другой – существенно зависит от социальных, экономических, санитарно – гигиенических и других условий. Первые годы жизни ребёнка характеризуются интенсивным формированием всех органов и систем организма, качественными изменениями физического и нервно – психического развития. К трём годам ребёнок овладевает всеми основными двигательными навыками, начинают развиваться такие физические качества как гибкость, координация, формируется костная система. В этом возрасте ребёнок легко обучается. Всякое системное воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменения поведения ребёнка. Именно поэтому целью парциальной программы физического развития детей 3-7 лет «Малыши крепыши» является охрана и укрепление физического и психического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни, развитию его физических качеств и совершенствование двигательных навыков.
Цели и задачи реализации программы.
Цель: охрана и укрепление здоровья ребёнка, формирование привычки к ЗОЖ, развитие его физических качеств и совершенствование его двигательных навыков на основе индивидуально – дифференцированного подхода.
Задачи:
- охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей ЗОЖ (гигиенических навыков, приёмов закаливания и др.);
- развитие основных физических качеств ребёнка (скорости, гибкости, силы, выносливости, ловкости) и умение их использовать в повседневной жизни;
- развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка;
- воспитание воли, смелости, настойчивости и дисциплинированности;
-формирование предпосылок учебной деятельности.
Особенности физического развития детей дошкольного возраста.
В младшем дошкольном возрасте происходит физическое развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. По сравнению с ранним возрастом, движения детей четвёртого года жизни становятся более разнообразными и координированными. Они активно двигаются, часто упражняются в ходьбе, беге, прыжках, ползании и лазании, катании, бросании и ловле предметов.
На четвёртом году жизни у детей формируются элементарные навыки совместной игровой и двигательной деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения. Обладая определённым запасом движений, дети ещё не способны заботиться о результатах своих действий, они поглощены самим процессом. Наряду с этим движения детей приобретают всё больше акцентированный характер. Они уже способны выполнять различные движения по своему усмотрению и по указанию воспитателя.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребёнком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец. Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания знакомым образам. Дети более сознательно следят за показом движений педагога, стараясь выслушать все его пояснения.
Сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движение транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей («Кот и мыши», «Поезд», «Наседка и цыплята», «Автомобиль», «Лошадка» и др.)
У детей четвертого года жизни происходит развёртывание разных видов деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности в течении дня.
Характеристика физического развития детей пятого года жизни.
На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. У детей интенсивно развиваются моторные функции. Их движения носят преднамеренный характер. Детям интересны наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения. Они владеют в общих чертах всеми видами основных движений, которые становятся более координированными.
Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх.
Подвижные игры позволяют формировать ответственность за выполнение правил и достижение определённого результата. Дети берутся за выполнение любой двигательной задачи, но часто не соизмеряют свои силы, не учитывают реальные возможности. Для большинства детей 4-5 лет характерно недостаточно чёткое и правильное выполнение двигательных заданий, что обусловлено неустойчивостью волевых усилий по преодолению трудностей.
Характеристика физического развития детей шестого года жизни.
На шестом году жизни совершенствуется физическое развитие детей : стабилизируются физиологические функции и процессы, укрепляется нервная система.
Детям 5-6 лет свойственна высокая потребность в движениях. Двигательная активность становиться всё более целенаправленной, зависимой от эмоционального состояния и мотивов деятельности. Дети овладевают сложными видам движений и различными способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники.
На шестом году жизни значительно улучшаются показатели ловкости. Дети овладевают более сложными координационными движениями (прыжки по скамейке, ходьба и бег по наклонной плоскости и др., быстро приспосабливаются к изменяющейся ситуации, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений.
Характеристика физического развития детей седьмого года жизни.
На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма : стабилизируются все физиологические функции и процессы, совершенствуется нервная система, повышается двигательная культура.
Движения детей 6-7 лет становятся всё более осмысленными, мотивированными и целенаправленными. Старшие дошкольники осознанно упражняются в различных действиях, пытаются ставить двигательную задачу, выбирая различные способы её решения. В процессе выполнения двигательных заданий проявляются скоростно-силовые качества, гибкость, ловкость и выносливость.
Дети способны к продолжительной двигательной деятельности низкой и средней интенсивности, готовы к незначительным статическим нагрузкам.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы.
Физическое развитие детей проводится с учё том их здоровья по следующим направлениям:
- оздоровительная деятельность;
- образовательная деятельность.
Эти направления тесно взаимосвязаны между собой и неотделимы друг от друга.
Оздоровительная деятельность (закаливание) включает следующий комплекс мероприятий : проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой – и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.
Важную оздоровительную роль играет развитие творчества в двигательной деятельности. Оно способствует раскрытию потенциальных возможностей организма, создаёт условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию с самим собой, природой, окружающими людьми.
Образовательная деятельность включает в себя следующие формы организации двигательной деятельности детей:
- утренняя гимнастика, оздоровительная гимнастика пробуждения, ритмическая гимнастика;
- занятия по физическому развитию в спортивном зале и на воздухе;
- физкультурные минутки и паузы, подвижные игры, двигательные задания, спортивные игры и упражнения;
- физкультурные праздники и развлечения, спортивные досуги и соревнования, эстафеты.
Для проведения занятий рекомендована спортивная форма и обувь, как для детей, так и для педагогов: взрослому для того, чтобы показать эталон – идеальный образец движения, а детям, чтобы было удобно выполнять задание.
Занятия по физической культуре проводят два педагога (инструктор и воспитатель) при ведущей роли инструктора. Рассмотрим модели организации подгрупповой работы.
- инструктор занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными, и наоборот;
- инструктор занимается с ребёнком индивидуально, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;
- инструктор и воспитатель занимаются с подгруппами детей;
- инструктор показывает и объясняет упражнения, воспитатель исправляет у детей неправильные позы;
-инструктор и воспитатель участвуют в подвижной игре.
Воспитательная направленность должна прослеживаться в процессе организации всех форм двигательной активности детей. Особое внимание при этом необходимо уделить организации самостоятельной двигательной деятельности детей. Её правильная организация позволит:
- повышать физкультурную грамотность дошкольников;
- стимулировать положительную мотивацию детей к занятиям и другим формам организации двигательной активности;
- формировать у детей основы правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; воспитания физических качеств
- формировать у детей организационно-методические умения, дающие возможность дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль;
- решать сугубо воспитательные задачи, в том числе воспитания личностных качеств детей (эстетических, нравственных и т. д.)
- содействовать развитию у дошкольников психических процессов.
Способы и направления поддержки самостоятельной двигательной деятельности дошкольника.
Для гармоничного развития ребёнка огромную роль имеет самостоятельная двигательная деятельность. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях создания педагогами рациональной, предметно развивающей среды физкультурно-оздоровительной направленности, обеспечивающей выбор каждым ребёнком двигательной деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Детская самостоятельность- это не столько умение ребёнка осуществлять определённое действие без помощи посторонних и постоянного контроля со стороны взрослых, сколько инициативность и способность ставить перед собой новые задачи и находить их решения в социально приемлемых формах.
Проявляя самостоятельность, инициативу, дошкольник пробует свои силы, закрепляет умения и удовлетворяет естественные потребности в движении. Ребёнок в этот момент выбирает те движения, которые ему сейчас интересны. Действуя в этой деятельности независимо от взрослого, малыш заражается положительными эмоциями. Задача педагогов- организовать жизнь ребёнка так, чтобы самостоятельная, двигательная деятельность составляла не менее 2/3 от общей двигательной активности.
Факторы, влияющие на проявление самостоятельной двигательной активности: наличие ПРС физкультурно-оздоровительной направленности; личный двигательный опыт; степень развития самостоятельности; пол; самочувствие; мотивация; время суток; климатические и гигиенические условия.
Показателями успешности проведения организационной самостоятельной двигательной деятельности являются следующие: достаточный объём двигательной активности; разнообразие использованных умений, подвижных игр; хорошее настроение; умение организовать игру и поддержать положительные взаимоотношения между детьми.
Для организации активной самостоятельной двигательной деятельности детей педагог должен уметь: наблюдать, видеть всех детей для своевременного оказания помощи;
- привлекать детей к размещению и уборке физкультурных пособий, инвентаря и оборудования в группе, на участке, стимулируя тем самым желание выполнять движения;
- поощрять самостоятельные действия детей, хвалить их;
- менять расположение физкультурных пособий, инвентаря и оборудования;
- знакомить детей с новым физкультурным пособием, инвентарём и оборудованием и показывать разные способы действий с ними;
- строить с детьми элементарные «полосы препятствий», используя для этого физкультурный инвентарь. Учить детей по-разному преодолевать их;
- использовать индивидуально – дифференцированный подход при руководстве двигательной деятельностью детей с разным уровнем двигательной активности.
Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Информационные: наглядная пропаганда ЗОЖ (рекламные буклеты, листовки, публикации, памятки для родителей);
организационные: родительские собрания, в том числе тематические, анкетирование родителей по вопросам физического развития дошкольников;
просветительские: тематические встречи с привлечением медсестры, врача, педагогов спортивных школ;
практико – ориентированные: участие родителей в мастер- классах по теме, (а также их самостоятельное проведение, участие родителей в Днях здоровья, спортивных праздниках, досугах и развлечениях; создание семейного портфолио спортивных достижений.
Личный пример воспитателя, его отношение к физической культуре формирует у детей необходимые привычки и навыки, которые составляют основу здорового образа жизни.