Елена Смирнова
Осуществление психолого-педагогической поддержки и коррекции детско-родительских отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи родителям в процессе воспитания детей и сохранении их психологического здоровья.
Публикация «Осуществление психолого-педагогической поддержки и коррекции детско-родительских отношений» размещена в разделах
Семья является фундаментом любого общества, это аксиома, которая не требует доказательств.
Современная семья зачастую встречается с различными трудностями внутрисемейных отношений : (педагогическая и психологическая неграмотность родителей; одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в воспитании ребенка; психологическое перенапряжение и неудачи на работе у родителей, в связи с оптимизацией на предприятиях; занятость матерей и отцов, приводит к тому, что ребенок чаще проводит время у телевизора или компьютера, чем с родителями). Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование личности ребенка, на функционирование семьи в целом, увеличивает дефицит общения между членами семьи. В системе детско-родительских отношений родители являются ведущим звеном, и от них зависит, как складываются отношения, как формируется под их влиянием личность ребенка.
Так же есть семьи, которые воспитывают детей с ОВЗ, и это очень не просто подстроиться под «особенного» ребенка. Развитие ребенка с ограниченными возможностями в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом, духовном становлении.
Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Но ДОУ не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы – педагоги должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные влияния, включить их в систему своей педагогической деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Все причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью педагогической и психологической коррекции.
Для обучения родителей компетенциям эффективного взаимодействия с детьми могут проводиться такие коррекционные формы работы педагогов:
Опрос, анкетирование родителей. В первую очередь это изучение семьи, с целью собрать необходимую информацию о семье, а так же определить характер внутрисемейных взаимоотношений.
Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к сверстникам, информирует родителей об успехах их ребенка и т. д.
Стенд для родителей – где изложены основные положения, касающиеся воспитания детей, представлена информация о возможной помощи, а так же описание работы педагога по работе с семьей
Родительское собрание (лекция, семинар-практикум, круглый стол) – на них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы группы, планирование воспитательной работы, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи с ДОУ, подводятся итоги работы. Родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические и психологические проблемы, в результате беседы, родители делятся своим жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей.
Внеклассные мероприятия – это совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН и др. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.
Ролевые игры – направленные на определение существующих установок, касающихся семьи, а так же формирование новых, адекватных семейной ситуации. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации вариант действий.
Открытые занятия – обычно организуются с цепью ознакомления родителей с программами обучения, методикой обучения, требованиями педагога.
Консультирование – это ориентация по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейном благополучии.
Индивидуальная консультация – необходима при любом типе воспитания, она приносит наиболее продуктивные результаты. Возможны беседы на темы, касающиеся семейного воспитания: стили воспитания, ошибки воспитания и их последствия, и наиболее актуальны темы, которые интересуют самих родителей (страхи, агрессия, застенчивость). Поэтому необходимо заинтересовать и подтолкнуть их к обращению за индивидуальной консультацией при возникающих вопросах и проблемах.
Групповое консультирование с целью помочь родителям справляться с
проблемами, возникающими при воспитании детей. Они дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивать активность и уверенность родителей.
Игровой тренинг – направленный на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Целесообразность проведения игрового тренинга обусловлена тем, что у родителей появляется возможность получить опыт эффективного взаимодействия с ребенком, возможность вступить с ребенком в тесный контакт. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются к ним относиться безоценочно, с пониманием. Дети и родители, взаимодействуя в группе, тем самым помогают друг другу в решении проблем. Курс таких занятий – это первый шаг на пути разрешения межличностных конфликтов в семье, преодоление отклоняющего поведения. Родители, играя с ребенком, находятся на территории его интересов. Подчинение и взрослых, и детей единым правилам игры дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.
Психокоррекции – это система лечебного воздействия на психику, на весь организм и поведение ребенка и взрослого, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как одно целое, которая сплачивается только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. А возникшие проблемы решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов, друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов в воспитании и обучении будущей личности общества.
Результатами психологического сопровождения дошкольников являются:
повышение социально – психологической компетентности родителей (законных представителей);
согласованность взаимодействия всех участников образовательной деятельности (воспитателей, специалистов, детей, их родителей);
улучшение психического и эмоционального самочувствия детей;
гармонизация детско-родительских отношений;
содействие оптимальному развитию личности ребенка и укреплению внутрисемейных связей и отношений.
Таким образом, психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях введения ФГОС ДО возможно через вовлечение родителей в сотрудничество с ДОУ, включая психологическое просвещение и консультирование родителей; участие родителей в установлении партнерских и доверительных отношений между всеми участниками образовательной деятельности, что создает особую культуру поддержки и помощи ребенку в решении задач индивидуализации образовательного процесса и сохранении психологического здоровья ребенка.
Сейчас мы с вами немного поиграем «Мини-тренинг «Ролевые игры»
Выбирается взрослый (родитель) и взрослый (ребенок).
Задание (Время выполнения – 5 минут). 1-й взрослый: От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей. 2-й взрослый: покажите реакцию мамы, когда она увидела промокшего ребенка…
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
Какие чувства вы испытывали во время объяснения «маме»?
Что вы чувствовали, когда мама вас ругала?
Что хотелось сделать, когда мама ругала?
Рефлексия участника, игравшего роль взрослого:
Что вам хотелось сделать, когда вы увидели мокрого и грязного ребенка?
Легко ли найти слова, позволяющие успокоить ребенка?
Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?
Вывод: необходимо всегда проникать в мир детей, это поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие с собственным ребенком.