Приложение МААМ

Особенности жестового и дактильного языка

Гусева Елизавета
Особенности жестового и дактильного языка
▼ Скачать + Заказать документы

Жесты – одна из основных систем невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация – передача информации при помощи знаков (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т. д.). Звуковой язык возник 30-50 тыс. лет назад – с тех пор вербальная (словесная) система коммуникации – основное средство общения в человеческом обществе. Но столь же древним является общение при помощи жестов, причем некоторые ученые считают, что оно предшествовало общению словесному. Интерес к невербальным средствам общения в наше время столь возрос, что выделилась особая область исследования - кинесика, предметом изучения которой стал «язык» тела, вся совокупность коммуникативных движений. Основы изучения этой области были заложены в 50-х годах XX века работами шведского ученого Р. Бердвистелла.

Публикация «Особенности жестового и дактильного языка» размещена в разделах

Определить, когда люди стали применять жесты в общении друг с другом, столь же трудно, как установить время появления устной речи. Если справедливо предположение о том, что жестовое общение существовало ранее устного, оно должно было возникнуть один-полтора миллиона лет назад. Простейшие формы письменности возникли много позднее устной речи. Рисуночное письмо — пиктограммы — относят к новому каменному веку (эпоха неолита) и датируют периодом 8000— 3000 лет до нашей эры. Клинопись, которую выполняли на дощечках из сырой глины (знаки в виде групп из клинообразных черточек, появилась около 3000 лет до нашей эры. К тому же времени относят идеографическое письмо, получившее свое развитие в китайских иероглифах.

Ученые, занимающиеся расшифровкой клинописи и египетских иероглифов, отмечают, что отдельные знаки такого письма похожи на жесты.

Специалисты по жестовой речи выделяют две самостоятельные системы — калькирующую жестовую речь и разговорный жестовый язык. Первая из них представляет собой копирование нашей устной речи. В калькирующей системе возможно выделить части речи, ее грамматический строй близок к построению устного языка. Напротив, разговорный жестовый язык представляет собой самостоятельную систему со своей грамматикой, которая самым существенным образом отличается от грамматики устной речи. Как правило, калькирующим жестовым языком пользуются поздно оглохшие, которые к моменту наступления глухоты хорошо знали особенности и грамматику устного языка. Разговорный жестовый язык чаще всего используют глухие от рождения. Это более экономный способ общения, но и менее богатый с точки зрения использования всех форм и возможностей, присущих устному языку.

Каждый жест в калькирующем или разговорном жестовых языках отвечает понятию, иногда группе понятий. Большинство жестов динамические и связаны с движениями пальцев, кистей или всей руки. Меньше жестов статических — неподвижных, для понимания которых нет необходимости в движении.

В наши дни существует специальная наука — семиотика, занимающаяся изучением знаков и знаковых систем (главным образом в приложении к естественным и искусственным языкам). Семиотика разделяет знаки на три группы: иконические, индексные и символические. К первой группе относят знаки, похожие на обозначаемый предмет (фотографии, географические карты). Во вторую, индексную, группу включают знаки, либо обозначающие часть предмета, либо такие, где изображение выступает как знак предмета в целом. Наконец, к третьей, символической, группе относят изображения, не имеющие ничего или почти ничего общего с обозначаемым предметом.

Интернациональный жест «мы вас (тебя) любим» представляется условным символом: поднятые вверх большой, указательный пальцы и мизинец одной из рук. Здесь одно движение заменяет три слова. Интересно образование жестов, обозначающих названия некоторых городов. Например, «самовар» изображается таким знаком: две согнутые в локтевых суставах руки вместе с туловищем человека копируют силуэт самовара. Для названия города «Тула» — родины самоваров одну руку убирают. Любопытно соотношение слов «дуэль» и «Пятигорск». Изображения с помощью пальцев двух двуствольных направленных друг на друга пистолетов в зависимости от контекста представляют собой и дуэль, и название города Пятигорска (по месту дуэли М. Ю. Лермонтова).

Сколько жестов должен помнить, понимать и уметь изображать глухой? Заметим, что, как правило, помнят и понимают много больше жестов, чем умеют правильно изображать. Число жестов, используемых в разговоре на бытовую тему, в лекциях или при технических переводах, разумеется, различно. В разговоре на бытовую тему можно ограничиться знанием 150—200 жестов, тогда как образованные глухие владеют 2000—3000 жестами.

С помощью языка жестов в большинстве случаев невозможно передать имена и фамилии, иностранные, технические или медицинские термины, названия улиц и городов. Поэтому наряду с жестовой речью и в дополнение к ней глухие широко пользуются дактильной (пальцевой) азбукой.

При этом способе общения пальцы руки показывают символическое или похожее изображение каждой буквы. Но это сравнительно медленный способ общения. В отличие от напечатанного или написанного слова, которое наш глаз схватывает сразу целиком, здесь предъявление каждой буквы происходит последовательно, и человек вынужден побуквенно соединять знаки в слова и фразы.

Публикации по теме:

Фотоотчет «День родного языка»Фотоотчет «День родного языка» 21февраля – Международный день родного языка - как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры,.

Консультация для учителей английского языка «Изучение иностранного языка интереснее, когда легко запоминается новая лексика» Введение Не секрет, что изучение иностранного языка – это трудоемкий процесс и для качественного осуществления коммуникативной деятельности.

Краткосрочный проект «Апельсин и его особенности»Краткосрочный проект «Апельсин и его особенности» Образ. область:худ. -эстетическое развитие,физ. развитие. Цель:формировать умение решать проблемные ситуации через позновательно -исслел. деятельность.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Международный день родного языкаМеждународный день родного языка Недавно, листая этнокалендарь, натолкнулась на дату 21 февраля, оказывается, генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1999 году с целью содействия.

Конспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группаКонспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группа Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы.

Особенности адаптации первоклассника Особенности адаптации первоклассника Одним из самых сложных и ответственных периодов для первоклассников, обучающихся, как с 6, так и с.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Паузы на уроках немецкого языка Ухудшение здоровья детей — это угроза для общества и огромная проблема, с которой необходимо бороться не только родителям, но и учителям.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности жестового и дактильного языка
Опубликовано: 26 апреля 2021 в 13:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности жестового и дактильного языка» (включая файлы) размещена пользователем Гусева Елизавета в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД