Елена Чипизубова
Особенности эмоционально-волевой сферы старшего дошкольника с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности эмоционально-волевой сферы старшего дошкольника с задержкой психического развития (ЗПР).
Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. Уже в условиях детского сада общеразвивающего вида ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая может привести к появлению и развитию чувства неполноценности, к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, чаще — в различных формах нарушения поведения.
Публикация «Особенности эмоционально-волевой сферы старшего дошкольника с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Общие принципы работы с детьми с задержкой психического развития :
осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, как на занятиях общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий;
предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности);
в процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать необходимые предпосылки учебной деятельности;
предусмотреть в системе коррекционных мероприятий проведение подготовительных занятий (пропедевтический период) и обеспечить обогащение детей знаниями об окружающем мире;
на занятиях и во время совместной игровой деятельности уделять постоянное внимание коррекции психических процессов и эмоционально-волевой сферы детей;
оказывать реб нку с ЗПР комплексную помощь всеми специалистами ДОУ, направленную на предупреждение, снятие или ослабления нарушений;
проявлять особый педагогический такт — постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.
Основные задачи развития эмоциональной сферы :
1. Определение основных эмоциональных состояний.
2. Обучение различению эмоциональных состояний по их внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
3. Обогащение невербальных и вербальных средств коммуникации.
Этапы работы по развитию эмоциональной сферы :
1 этап - различение основных эмоциональных состояний,
2 этап - нахождение эмоции по слову,
3 этап - самостоятельное называние эмоции,
4 этап – придумывание ситуации к предложенной эмоции, инсценировка.
В качестве усложнения можно использовать пиктограммы (схематические изображения эмоций).
Игры
«Найди одинаковое настроение» (карточки с изображением мужчины и женщины, мальчика и девочки, эмоции «радость – радость», «злость – злость» др.).
«Найди настроение на картинке» (нахождение по слову изображ нных эмоциональных состояний : радость, злость, спокойствие, грусть, испуг)
«Имитация» (найти среди карточек всех вес лых людей и зверей, изобразить на сво м лице сходную эмоцию).
«Зеркало» («покажи такое же настроение» - игра в парах).
«Инсценировка» (подбор картинок к ситуациям - сначала люди в качестве персонажей, затем – животные).
Разыгрывание сценок по придуманным ситуациям.
«Театр эмоций» (показ эмоций мимикой и жестами, отгадывание).
«Назови настроение» (картинки с изображением тучек, солнышка, грибов и др.).
«Назови эмоцию» (назвать эмоцию – радость, грусть, злость, испуг - в соответствии с изображ нной на картинке ситуацией).
«Придумай историю»
«Собери эмоцию» (собрать разрезные картинки - пиктограммы эмоций (из 4 -6 частей).