Инна Дьяченко
Особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Первой ступенью экологического образования является период дошкольного детства, так именно в этом возрасте закладываются основы личности, накапливается опыт ценностных ориентаций, развиваются поведенческие нормы.
Публикация «Особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольной педагогике работы С. Н. Николаевой, Е. Ф. Тереньевой, И. С. Фрейдкина И. А. Хайдуровой и др. положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
На необходимость грамотного подхода к построению системы экологического образования обращают внимание такие ученые, как
Н. Ф. Винокурова, Н. Н. Моисеев, Г. А. Ягодин и др. По их мнению, современные образовательные учреждения всех ступеней и уровней должны стать главным источником и организующим звеном экологического образования, формирования экологичной личности, способной ценить и преумножать богатства родной природы. [31, с. 5]
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций, на ответственное отношение к природе. [32, с. 16]
Его цель заключена в воспитании начальных формах экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработка первоначальных практических навыков гуманно - созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
В старшем дошкольном возрасте дети наиболее интенсивно осваивают смысл и цель человеческой деятельности и ориентации в ней. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в обществе. У них складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира. [34, с. 37]
Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых:
(Л. С. Выготского, Дж. Гилфорда, А. Маслоу, Ж. Пиаже, Б. Д. Эльконина, особенно благоприятным для становления базовых качеств личности является период, знаменующий переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Это обусловлено как высокой восприимчивостью детей этого возраста, так и развитием элементов произвольности, самосознания и самоконтроля, что обеспечивает младшему школьнику определенный уровень сознательности и самостоятельности действий. [32, с. 4]
Известный психолог Б. Д. Эльконин, подчеркивал, что именно в дошкольном возрасте, где процессы ориентации в окружающей действительности начинают определяться общественно выработанными способами ее анализа, формируется личность. [24, с. 252]
Благодаря своеобразию мышления у старших дошкольников происходит дифференциация явлений: «живое» и неживое». В процессе систематического обучения, дети 5 – 7 лет овладевают экологическими знаниями и представлениями и их мышление начинает перестраиваться. [37, с. 443] Старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь между внешним строением животных и условиями их существования. У них складываются представления об основных условиях роста и развития растений. Они могут понять некоторые физические явления, установить между ними простейшие закономерности, производить преобразования с явлениями неживой природы. [34, с. 199] В старшем дошкольном возрасте у детей возникают первые этические инстанции: моральные сознание оценки, регуляции поведения, социальные и нравственные чувства. [2, с. 40]
Мы, придерживаемся концепции выдающегося психолога Л. С. Выготского, в которой он рассматривает высшие психические функции и сознание человека, как системные образования. Системный подход в обучении и деятельности, приемлем в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
В педагогических исследованиях: Л. С. Игнаткиной, И. А. Комаровой,
Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой, П. Г. Терентьевой и т. д., определена возможность усвоения детьми системы конкретных знаний о природе, формирование экологической культуры у детей 6 – 7 лет. [32, с. 2]
Собственный опыт детей позволяют старшим дошкольникам уточнять представления о причинах природных явлений, приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию. К концу дошкольного возраста дети начинают решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых физических и других связей и отношений, умения использовать эти знания об этих связях и отношениях в новых условиях. [19, с. 250]
Психолого-педагогические исследования С. Н. Николаевой,
З. П. Плохий, Е. Ф. Терентьева, И. А Хайдуровой, доказывают возможности освоения старшими дошкольниками различных взаимосвязей, зависимостей, существующих в природе.
Именно в возрасте 5 – 7 лет можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, что обусловлено психофизиологическими особенностями детей этого возраста. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.
В содержании экологического образования важное место занимает идея единства человека и природы, предполагающая формирование представлений о природе и человеке, способах их взаимодействия. Ещё одна идея современного естествознания – идея системного строения природы. В ходе ее реализации дети на конкретных примерах осваивают представления о том, что в природе все взаимосвязано, начинают понимать причины некоторых природных явлений и ее изменений. [5, с. 326]
Мы придерживаемся мнения С. Н. Николаевой, что в экологическом образовании дошкольников воспитатель является носителем экологической культуры и от него зависит экологическое мировоззрение ребенка, именно он сможет положить начало осознанному отношению к природе, заложить основы планетарного мышления. [20, с. 4]
Целенаправленная работа по экологическому образованию детей в ДОО будет эффективной, если она будет проводится совместно с родителями, и иметь продолжение в семье. В своей работе мы согласны с мнением Т. Зениной, что работу по экологическому образованию детей нужно проводить в двух направлениях:
1. педагог – родитель;
2. педагог – ребенок – родитель; [13, с. 159]
Экологическая культура у детей, будет сформирована, при условии ее сформированности у родителей. [21, с. 37]
Организуя экологически – ориентированную деятельность детей старшего возраста, воспитателю важно обеспечить условия для накопления личного опыта дошкольников при взаимодействии их с природой. Следует определять интересы и предпочтения детей и на их основе отбирать дидактические материалы, иллюстрации, литературу, наглядные пособия, инструменты и оборудование, отвечающие детским потребностям; совместно с детьми обсуждать планы их деятельности на день, предполагаемые результаты. [1, с. 385 - 386]
В старшем дошкольном возрасте в содержание работы с детьми по экологическому образованию входит : чтение художественной и познавательной литературы о природе; работа в календаре погоды и природы; уход в уголке природы за представителями растительного и животного вида; игровая деятельность; опытническая и экспериментальная деятельность; природоохранные акции и т. д.
Анализируя программу «Детство» авторы (Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, В. И. Логинова, Н. А. Ноткина и др.) мы видим, что в течение учебного года, дети знакомятся: с объектами живой и неживой природы; с особенностями внешнего вида и поведения животных; с группировкой природных объектов; с правилами взаимодействия с растениями и животными; с особенностями приспособления животных и растений к жизни в разных климатических условиях; с ростом, развитием и размножением животных и растений; с природными сообществами; с человеком как представителем живого на Земле, с правилами поведения в природе и т. д. [1, с. 388] Особое внимание в программе обращается на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. В ней представлена биоцентрическая позиция авторов, экологическая содержательность и системный подход к вопросу.
Рассматривая программу «Радуга» (авторы Т. И. Гризик, В. В. Гербова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон, мы сделали вывод, что дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно экологических. Эта программа рассчитана в основном на получение готовых знаний, а не на практическую деятельность детей. [11]
Авторы программы «Из детства в отрочество» : Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик Т. Н. Доронова рассматривают познавательную сферу как сложное образование, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире. В программе первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребенка имеет эмоционально – чувственное постижение мира. Это первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. [9]
Программа «Развитие», разработанная авторами Л. А. Венгер,
Н. С. Варенцова, О. М. Дьяченко, и др. включает ознакомление с природой, как одно из средств развития разных способностей детей. Детей 5 – 7 лет знакомят с различными природными зонами, экосистемами и эволюцией жизни на Земле. Работая по этой программе в дошкольном возрасте, закладываются основы экологической культуры. [4]
В парциальной программе «Юный эколог» (С. Н. Николаева) выделяются два аспекта содержания экологического воспитания : передача экологических знаний и их трансформация в отношение. В основе программы лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии : организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда». [23]
Автор Ж. Л. Васякина – Новикова программы «Паутинка» развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как жителю Земли. Экологическое содержание программы «Паутинка» связано с нравственным, эстетическим и социально-правовым образованием и воспитанием и не сводится ни к одному из них, а берет лишь те элементы, которые связаны с проблемами экологии и представляют собой воспитание общественного сознания человека. [28]
Программа «Наш дом – природа» (Н. А. Рыжова) построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. Она содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий –эколого – географических, национально – культурных и ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. [28]