Елена Ивановна Зайкова
Особенности экологического образования детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В содержании экологического образования важное место занимает идея единства человека и природы, предполагающая формирование представлений о природе и человеке, способах их взаимодействия.
Основателем экологии как науки считается немецкий биолог Э. Геккель, который первым в 1866 г. использовал термин «экология». Под экологией он подразумевал науку об «отношении организма и окружающей среды, куда человек относит все "условия существования" в широком смысле этого слова» [24, c.89].
Публикация «Особенности экологического образования детей 5–7 лет» размещена в разделах
Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, обеспечивающих ответственное отношение ребенка к окружающей природной среде и здоровью.
Непрерывность экологического образования дошкольников прослеживается в задачах их экологического образования, вытекающих из его главной цели, заключающейся в воспитании начальных формах экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработка первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
С. Н. Николаева рассматривает экологическое образование как процесс ознакомления детей с природой, в основе которого лежит экологический подход, т. е. основные экологические идеи и понятия. Но при организации экологического образования дошкольников необходима адаптация экологических понятий для дошкольного возраста.
По словам О. А. Воронкевич, экологическое образование является процессом непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде. Экологически образованная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
Экологическое образование дошкольников рассматривается в нескольких аспектах: как процесс обучения, воспитания, развития личности, накопления опыта, ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний, которые применяются в экологически грамотной деятельности и поведении в природе; как наука, изучающая закономерности экологического развития детей дошкольного возраста средствами природы в педагогическом процессе детского сада; как приобщение дошкольников к экологической культуре, в процессе которого происходит экологическое развитие ребенка.
Целью и результатом экологического образования дошкольников является экологическая воспитанность, которая выражается в гуманно- ценностном отношении к природе. Ее проявления могут быть самыми разнообразными : эмоциональная отзывчивость на состояние животных и растений; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом.
Развитие экологически воспитанной личности возможно при решении развивающих, образовательных, воспитательных задач в соответствии с возрастом детей. Первая задача подразумевает развитие умений познавательно-исследовательской деятельности детей. В младшем дошкольном возрасте это поддержка детского любопытства, желания рассматривать, прислушиваться, называть яркие признаки и свойства изучаемых объектов. В среднем дошкольном возрасте это сопровождение детской любознательности, а в старшем - познавательного интереса детей, развитие умения осуществлять элементарную поисковую деятельность самостоятельно, высказывать предположения, эвристические суждения.
В результате реализации данной задачи создаются условия для обогащения экологических представлений детей о природе : от ярких впечатлений об объектах природы ближайшего окружения в младшем возрасте до расширения представлений о многообразии признаков живых организмов, свойств природных материалов в среднем, а в старшем возрасте - знаний о жизни растений и животных в разных климатических условиях (пустыня, тропики и др.) и в природных сообществах (лес, луг, водоем и др.).
С. Н. Николаева в издании «Теория и методика экологического образования детей» писала: «Красота, доброта, истина, ответственность в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом – это ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени».
Цель экологического воспитания дошкольников достигается в решении задач: образовательных – создание базы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных – формирование мотивов, экологически последовательного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей родины; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций, эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности)»
Таким образом, у ребенка начинает складываться первоначальная экологическая картина мира, в которой он учится действовать. Поэтому следующая задача связана с развитием умений действовать в природе, соблюдая доступные экологические правила.
Воспитание основ гуманно-ценностного отношения детей к природе пронизывает весь процесс экологического развития ребенка и решается наряду с другими задачами: от поддержки эмоциональной отзывчивости к объектам природы в младшей группе до поощрения добрых поступков детей по отношению к живым существам - в средней и побуждения к самостоятельной помощи природе в старшем дошкольном возрасте.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка как живого существа в общении с природой и отчуждением его от природы, что осложняет процесс экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации развивающей предметной среды.
В старших группах следует продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, совершенствовать координацию руки и глаза, закреплять знание эталонов - все эти программные задачи можно осуществить с помощью труда в природе и живом уголке группы.
В старшем дошкольном возрасте у детей имеется ряд особенностей, которые непременно должны учитываться при работе с детьми по экологическому образованию :
- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
- до конца осваиваются сенсорные эталоны;
- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.
Особенностями экологического образования детей старшего дошкольного возраста являются:
- активная деятельность старших дошкольников на осознанное сохранение природы;
- гуманно- ценностное отношение к природе;
- любовь к растительному и животному миру;
- формирование экологических знаний, культуры и отношения к природе.
Одной из задач экологического образования является формирование детского представления о личности не как о хозяине, завоевателе природы, а как о части природы, которая зависит от нее. Необходимо искоренить потребительское отношение к природе.
Результатом экологического образования является экологическая культура личности. Составная экологическая культура личности дошкольника – это знания о природе и их экологической ориентации, умении использовать их в реальной жизни, в поведении, в различных мероприятиях (играх, работе, жизни).
Формирование экологически образованного человека в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих проблем:
1. Формирование элементов экологического сознания среди детей. Владение детьми элементами экологического сознания определяется содержанием и природой (степенью сложности) знаний о природе. Это должно быть знание экологического содержания, отражающее ведущую связь природных явлений.
2. Формирование практических навыков и способностей у дошкольников в различных видах деятельности в природе. Хотя деятельность дошкольников должна носить экологический характер. В ходе реальной деятельности в природе (забота о животных и растениях в углу природы и на месте) дети учатся навыкам создания условий, близких к естественным для животных и растений, с учетом их потребностей. Важно умение детей предвидеть последствия негативных действий, правильно вести себя в природе. Именно развитие дошкольников практических навыков и способностей делает отношение к природе не созерцательным, а сознательным.
3. Воспитание гуманного отношения к природе. Гуманное, познавательное, эстетическое отношение к природе тесно связано с содержанием знаний, освоенных ребенком. Знание экологического содержания регулирует и направляет поведение и деятельность дошкольников в природе.
Особое место в формировании правильного отношения к природе занимает знание законов природы, доступных для понимания детей. Развитие осторожного отношения к природе тесно связано со специальной организацией педагогического процесса. Основанной на моральном и позитивном опыте ребенка в жизненных ситуациях, прогулках, экскурсиях, занятиях и т. д. Воспитатель должен уметь вызывать сострадание к живому существу у детей, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от контакта с природой, гордость за правильное действие, удовольствие от хорошо выполненного задания.
Не менее важно научить детей оценивать свои действия и действия сверстников, взрослых в процессе общения с природой. Дошкольное детство является фундаментальным этапом формирования основ экологического образования. Так как именно в этот период ребёнок проявляет огромный интерес к миру природы, а эмоционально-чувственная восприимчивость делает этот период основополагающим. Организация нравственно-ценных переживаний – сочувствие живому, заботы о нём, удовольствие от совершения доброго поступка – способствует тому, что нормы отношения к природе не просто узнают, но и «проживаются» ребёнком, приобретают для него ценность, обеспечивая тем самым формирование мотива гуманистического отношения к миру. За последние годы экологическое образование стало одним из важных направлений. В тех образовательных программах экологического образования, которые используются в детских садах, выделяются критерии, обозначающие те условия, которые необходимо создать в педагогическом процессе ДОО для обеспечения качества экологического образования и развития ребёнка.
Таким образом, экологическое образование старших дошкольников имеет цель - привитие начальных форм экологической культуры, создание условий для понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработки у них первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Содержательную основу составляют понятия биоэкологи, адаптированные до уровня познавательных возможностей дошкольников. Дидактическая система знаний о природе, построенная на различных аспектах взаимосвязи растений, животных, а также человека с внешней средой и являющаяся экологической по своей сущности, составляет характеристику экологического воспитания дошкольников.