Приложение МААМ

Особенности взаимоотношения и развития общения детей со сверстниками посредством игровой деятельности

Татьяна Владимировна Полукова
Особенности взаимоотношения и развития общения детей со сверстниками посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель: Полукова Татьяна Владимировна

ГБДОУ детский сад №71

г. Санкт-Петербург

Особенности взаимоотношения и развития общения детей со сверстниками посредством игровой деятельности.

Общение со сверстниками для детей – это особая область взаимодействия и развития ребенка, важная как для его индивидуального становления, так и жизнедеятельности в обществе. А исследования педагога – психолога Татьяны Александровны Репиной доказали, что уже на ранних этапах развития, общаясь в коллективе со своими сверстниками, у детей происходит половая социализация, которую нужно учитывать.

Публикация «Особенности взаимоотношения и развития общения детей со сверстниками посредством игровой деятельности» размещена в разделах

Успешное осуществление общения и взаимодействия сверстников дошкольного возраста происходит в игровой деятельности, в которой через совместную игровую деятельность дети более развиваются, взаимодействуют и раскрываются. По мнению некоторых ученых, ребенок при рождении не способен к общению, эта способность у него формируется в течение жизни постепенно. Поэтому участвуя в игровой деятельности, при помощи игры прежде всего ребенок может продолжать формировать способность общаться со своими сверстниками, переживая в игре положительные эмоции. Ведь игра для детей органична и естественна и здесь они могут проявить не только инициативу, но и чувствовать себя свободно.

В педагогике существуют несколько классификаций игр детей. Сюжетно-ролевые игры, одни из важных игр, о чем писала в своих исследованиях Т. А. Репина : «. сюжетно-ролевые игры, где ребенок-дошкольник приобретает начальный социальный опыт контактирования со сверстниками, что способствует формированию его взглядов и поведения, усвоению моделей для подражания и выработке ценностных установок.»

Т. А. Репина предлагала использовать сюжетно-ролевые игры для решения сложной задачи, которая четко обозначилась после исследований, в которой приходилось разрешать противоречие между интенсивным процессом формирования психического пола у детей и их резким разделением на подгруппы – мальчиков и девочек, когда для своего общения дети предпочитали достаточно радикально именно представителей своего пола. С помощью сюжетно-ролевых игр стремились разрешить эту задачу, способствуя дружбе между мальчиками и девочками, при этом не тормозя их процесс половой дифференциации. Например, в сюжетно-ролевой игре «Семья» могут даваться ребенку первые представления о будущих обязанностях отца и матери.

Через сюжетно -ролевые игры, способствующие непосредственному общению между сверстниками, можно развивать у детей творческий потенциал, воображение, самостоятельность. Эти игры обогащают детские впечатления, что является благоприятным для взаимодействия и общения между детьми.

Немало важно понимать, что на каждом становлении этапа развития и взросления детей, каждому возрасту присущи отличия общения со сверстниками, поэтому и игровая деятельность в разном возрасте имеют свои особенности. Попробуем их разобрать на примерах дошкольников средней (4-5 лет, старшей( 5-6 лет) и подготовительной группы(6-7 лет).

Средняя группа (4-5 лет)

- в играх данного возраста наблюдается участие количества детей от 2 до 5, длительность игр увеличивается

-чаще дети воспринимают других участников игры как объект для реализации своих замыслов, поэтому когда ребенок предлагает поиграть он более доминирует, распределяя лично роли «Давай я буду.», но в самом процессе игры или перед игрой возможны перераспределения ролей или изменения сюжета игры, если включаются ещё участники игры.

-дети этого возраста избирательны и играют в основном с постоянными партнерами по играм, хотя эти партнеры могут поменяться несколько раз в течение года

- сам процесс игры в этом возрасте усложняется, появляется ролевое общение - усложняются реплики, сюжет игры.

- чаще конфликты возникают при распределении ролей в игре, и, разрешая эти конфликты, у детей этого возраста наблюдаются попытки самостоятельно договорится с детьми по игре при помощи объяснений, аргументируя свои притязания на те или иные роли, например «Я первый сказал, что буду…Я лучше знаю…», не прибегая к помощи взрослого или используя физическую силу

Старшая группа(5-6 лет).

- игровое взаимодействие детей в группах данного возраста начинает происходит уже более разностороннее

- в процессе самой игры дети уже могут совместно обсуждать правила

-при распределении ролей, несмотря на преобладание желание прежде всего самого ребенка играть того или иного героя, среди детей можно наблюдать попытки совместно решать проблему о распределении ролей.

- сам процесс игры и его участников дети старшего возраста пытаются уже контролировать, например, критикуют или дают указания другим участникам игры.

- при конфликтах в играх, дети пытаются объяснять, почему так можно, а так нельзя поступать, опираясь на согласованные ранее правила, но если им не получается договариваться, как правило дети перестают играть в эту игру.

Подготовительная группа( 6-7 лет)

- перед игрой или в процессе самой игры ясно наблюдается предварительное совместное планирование игры детей, обсуждение сюжета игры носит уже длительный характер.

-роли в игре распределяются, как правило, перед началом игры в совместном обсуждении.

- в этом возрасте конфликты приобретают более социальные формы, и если раньше критика возникала, только потому что кто-то не соблюдал правила и договоренности, то данные конфликты могут возникать из-за нарушения норм взаимодействия между детьми, касающиеся нравственных норм, к примеру, участник игры ведет себя излишне импульсивно или грубо.

Значение межличностных отношений детей со своими сверстниками очень важное явление, которое требует постоянных исследований, наблюдений, выводов, размышлений.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Двусторонняя ширма для развития игровой деятельности детейДвусторонняя ширма для развития игровой деятельности детей Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому большое внимание уделяем созданию предметно - игровой среды в группе. В игре.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности взаимоотношения и развития общения детей со сверстниками посредством игровой деятельности
Опубликовано: 24 июля 2020 в 14:11
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности взаимоотношения и развития общения детей со сверстниками посредством игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Владимировна Полукова (УИ 2379935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД