Татьяна Владимировна Полукова
Особенности взаимоотношения и развития общения детей со сверстниками посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Полукова Татьяна Владимировна
ГБДОУ детский сад №71
г. Санкт-Петербург
Особенности взаимоотношения и развития общения детей со сверстниками посредством игровой деятельности.
Общение со сверстниками для детей – это особая область взаимодействия и развития ребенка, важная как для его индивидуального становления, так и жизнедеятельности в обществе. А исследования педагога – психолога Татьяны Александровны Репиной доказали, что уже на ранних этапах развития, общаясь в коллективе со своими сверстниками, у детей происходит половая социализация, которую нужно учитывать.
Публикация «Особенности взаимоотношения и развития общения детей со сверстниками посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Успешное осуществление общения и взаимодействия сверстников дошкольного возраста происходит в игровой деятельности, в которой через совместную игровую деятельность дети более развиваются, взаимодействуют и раскрываются. По мнению некоторых ученых, ребенок при рождении не способен к общению, эта способность у него формируется в течение жизни постепенно. Поэтому участвуя в игровой деятельности, при помощи игры прежде всего ребенок может продолжать формировать способность общаться со своими сверстниками, переживая в игре положительные эмоции. Ведь игра для детей органична и естественна и здесь они могут проявить не только инициативу, но и чувствовать себя свободно.
В педагогике существуют несколько классификаций игр детей. Сюжетно-ролевые игры, одни из важных игр, о чем писала в своих исследованиях Т. А. Репина : «. сюжетно-ролевые игры, где ребенок-дошкольник приобретает начальный социальный опыт контактирования со сверстниками, что способствует формированию его взглядов и поведения, усвоению моделей для подражания и выработке ценностных установок.»
Т. А. Репина предлагала использовать сюжетно-ролевые игры для решения сложной задачи, которая четко обозначилась после исследований, в которой приходилось разрешать противоречие между интенсивным процессом формирования психического пола у детей и их резким разделением на подгруппы – мальчиков и девочек, когда для своего общения дети предпочитали достаточно радикально именно представителей своего пола. С помощью сюжетно-ролевых игр стремились разрешить эту задачу, способствуя дружбе между мальчиками и девочками, при этом не тормозя их процесс половой дифференциации. Например, в сюжетно-ролевой игре «Семья» могут даваться ребенку первые представления о будущих обязанностях отца и матери.
Через сюжетно -ролевые игры, способствующие непосредственному общению между сверстниками, можно развивать у детей творческий потенциал, воображение, самостоятельность. Эти игры обогащают детские впечатления, что является благоприятным для взаимодействия и общения между детьми.
Немало важно понимать, что на каждом становлении этапа развития и взросления детей, каждому возрасту присущи отличия общения со сверстниками, поэтому и игровая деятельность в разном возрасте имеют свои особенности. Попробуем их разобрать на примерах дошкольников средней (4-5 лет, старшей( 5-6 лет) и подготовительной группы(6-7 лет).
Средняя группа (4-5 лет)
- в играх данного возраста наблюдается участие количества детей от 2 до 5, длительность игр увеличивается
-чаще дети воспринимают других участников игры как объект для реализации своих замыслов, поэтому когда ребенок предлагает поиграть он более доминирует, распределяя лично роли «Давай я буду.», но в самом процессе игры или перед игрой возможны перераспределения ролей или изменения сюжета игры, если включаются ещё участники игры.
-дети этого возраста избирательны и играют в основном с постоянными партнерами по играм, хотя эти партнеры могут поменяться несколько раз в течение года
- сам процесс игры в этом возрасте усложняется, появляется ролевое общение - усложняются реплики, сюжет игры.
- чаще конфликты возникают при распределении ролей в игре, и, разрешая эти конфликты, у детей этого возраста наблюдаются попытки самостоятельно договорится с детьми по игре при помощи объяснений, аргументируя свои притязания на те или иные роли, например «Я первый сказал, что буду…Я лучше знаю…», не прибегая к помощи взрослого или используя физическую силу
Старшая группа(5-6 лет).
- игровое взаимодействие детей в группах данного возраста начинает происходит уже более разностороннее
- в процессе самой игры дети уже могут совместно обсуждать правила
-при распределении ролей, несмотря на преобладание желание прежде всего самого ребенка играть того или иного героя, среди детей можно наблюдать попытки совместно решать проблему о распределении ролей.
- сам процесс игры и его участников дети старшего возраста пытаются уже контролировать, например, критикуют или дают указания другим участникам игры.
- при конфликтах в играх, дети пытаются объяснять, почему так можно, а так нельзя поступать, опираясь на согласованные ранее правила, но если им не получается договариваться, как правило дети перестают играть в эту игру.
Подготовительная группа( 6-7 лет)
- перед игрой или в процессе самой игры ясно наблюдается предварительное совместное планирование игры детей, обсуждение сюжета игры носит уже длительный характер.
-роли в игре распределяются, как правило, перед началом игры в совместном обсуждении.
- в этом возрасте конфликты приобретают более социальные формы, и если раньше критика возникала, только потому что кто-то не соблюдал правила и договоренности, то данные конфликты могут возникать из-за нарушения норм взаимодействия между детьми, касающиеся нравственных норм, к примеру, участник игры ведет себя излишне импульсивно или грубо.
Значение межличностных отношений детей со своими сверстниками очень важное явление, которое требует постоянных исследований, наблюдений, выводов, размышлений.