Елена Панфилова
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей в вопросах воспитания безопасного поведения детей. Особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Публикация «Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Главная цель взаимодействия педагога с семьями воспитанников - помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него.
Задачи взаимодействия педагога с семьями воспитанников :
• Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей дошкольного возраста.
• Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков.
• Способствовать усвоению в семье детьми правил безопасного поведения дома, на улице, в природе, с незнакомыми людьми.
• Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
• Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
• Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
• Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
Работа с родителями проводиться как индивидуально, так и фронтально. Формы работы с родителями разнообразны и включают в себя: проведение тематических бесед и индивидуальных консультаций, посещение семьи на дому, организация специальных лекций, докладов на родительских собраниях и конференциях, участие в спортивных соревнованиях, праздниках, развлечениях, анкетирование, оформление папок - передвижек, размещение информации в «уголках родителей», отражающей текущие события, несущей конкретные знания и рекомендации по освоению детьми основ безопасности.
Для повышения эффективности взаимодействия ДОУ и семьи организован «Родительский клуб», в ходе заседаний которого происходит информирование родителей и стимулирование их активного участия в образовательном процессе ДОУ.
Разработана система работы с родителями по формированию навыков безопасности у детей, в которую входят следующие мероприятия:
• Анкетирование родителей для выявления уровня их педагогической компетентности в вопросах формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
• Родительские собрания.
• Цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Весеннее половодье» и др.
• Беседы о мерах безопасности в быту, о поведении в лесу, на природе, у костра, с незнакомцами.
• Оформление папок - передвижек, стендов, родительских уголков на тему безопасности и здорового образа жизни.
• Выставки по пожарной безопасности и безопасности на дорогах.
• Участие родителей в проектной деятельности, проводимой в детском саду.
• Участие и помощь в проведении экскурсий, походов, развлечений.
• Участие родителей в экологических акциях.
• Помощь в обогащении предметно-развивающей среды и создание атрибутов к играм.
• Совместное участие родителей и детей в выставках рисунков, поделок на тему «Безопасность».
В первую очередь родители поставлены в известность о реализации дошкольным учреждением программы «Азбука безопасности». Программа обсуждается с родителями на родительских собраниях в начале учебного года. Предложения, внесённые родителями, рассматриваются, анализируются, и, при необходимости, вносятся в программу. В течение года родители имеют представления о реализуемых в данный момент задачах программы. С этой целью информация по темам занятий размещается в родительских уголках, папках-передвижках. По изучаемым темам делается подборка литературы для родителей, проводятся дополнительные родительские собрания, индивидуальные консультации.
Предлагаемые для родителей материалы содержат не только информацию общего характера, но и конкретные рекомендации по работе с ребенком в условиях семьи, перечень детской литературы которую родители могут обсудить с ребенком, рекомендуемые телепередачи для семейного просмотра, типы дидактических игр, которые легко изготовить в условиях семьи и т. п.
Для детей очень интересны и познавательны совместные с родителями и педагогами ДОУ праздники и развлечения по тематике программы. Такие развлечения проводятся в разные сезоны, их можно приурочить к таким праздникам, как «День спасателя», «День милиции», «День медика» и т. п.
При работе с семьями воспитанников акцентируется внимание родителей на том, что ребенок часто сталкивается с опасными ситуациями, в результате которых он может получить травму, а также разъясняются причины травмоопасного поведения детей. Нужно также убедить родителей в том, что многих неприятностей можно избежать, если обсуждать с ребенком проблемные ситуации на дороге, дома, в природе, настойчиво и терпеливо разъяснять ему правила, являться для него примером, т. к. неправильное поведение родителей на глазах у ребенка может перечеркнуть все полученные знания по основам безопасности жизнедеятельности в детском саду.
Таким образом, все мероприятия в едином комплексе представляют единую стройную систему, направленную на формирование у ребенка правил и норм безопасности жизни и здоровья. Только при этих условиях взрослый может быть относительно спокоен за поведение ребенка в окружающей среде, и надеяться, что в случае возникшей угрозы он не растеряется, и применит все свои знания и умения для того, чтобы позаботиться о безопасности своей и окружающих его людей.