Татьяна Святобогова
Особенности взаимодействия с родителями воспитанников и социальными партнерами образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому
ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания
в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной
деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой
инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений
ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Публикация «Особенности взаимодействия с родителями воспитанников и социальными партнерами образовательной организации» размещена в разделах
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно
предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За
поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений
видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие
стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской
Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским
дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для
обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным
запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус,
микроклимат семьи, родительские запросы и степень
заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение
культуры педагогической грамотности семьи.
Также сформулированы и требования по взаимодействию
Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов
дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с
семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям
(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их
физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из
требований к психолого-педагогическим условиям является требование
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные
представители) должны принимать участие в разработке части
образовательной Программы Организации, формируемой участниками
образовательных отношений с учётом образовательных потребностей,
интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, а также о
Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам,
вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной
среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями)
детей вопросов, связанных с реализацией.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.
Каждый детский сад должен проводить планомерную целенаправленную
работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое
пространство детского развития в ДОУ следует планировать работу в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по
обмену опытом.
В настоящее время российское дошкольное образование переживает важный период. Вступивший в силу закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования со всех сторон четко прописал роль семьи в жизни своих детей и указал преимущественное право родителей на их обучение и воспитание. Закон об образовании в статье 44 впервые определил ответственность, права и обязанности родителей за воспитание ребенка.
В связи возникла необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного учреждения (далее ДОУ) с семьей, с целью создания единого образовательного пространства "семья + детский сад». Перед ДОУ встают новые задачи, которые предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ может решаться в трех направлениях:
- работа с педагогами дошкольного учреждения по организации взаимодействия с семьей, их ознакомление с системой новых форм работы с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
-вовлечение родителей в деятельность ДОУ.
Основные задачи детского сада в работе с семьей:
- установить партнерские, деловые отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов между педагогами ДОУ и родителями;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями :
1) доброжелательный стиль общения;
2) индивидуальный подход к каждому родителю;
3) сотрудничество, не «над» родителем, а «вместе» с ним;
4) привлечение родителей к подготовке и участию мероприятиях детского сада.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей :
- положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса на совместную работу по развитию и воспитанию детей;
- учет индивидуальности каждого воспитанника;
- помощь родителям в выборе направления в развитии и воспитании ребенка;
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения между родителями;
- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений;
- открытость и доступность детского сада для родителей;
- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- участие родителей в создании развивающей среды;
- выявление проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка.
Функции ДОУ в работе с семьей:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса в ДОУ;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) помощь особо нуждающимся семьям в воспитании детей;
5) взаимодействие родителей с социальными партнерами детского сада;
6) тесное контактирование родителей со специалистами учреждения.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации совместного семейного досуга.
Формы и методы работы ДОУ с семьей:
- Клуб по интересам
- "Круглые столы" по разнообразной тематике;
- собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;
- интервьюривование родителей на определенные темы;
- тематические выставки;
- консультации специалистов;
- издание тематического журнала для родителей;
- спортивные встречи и досуги, олимпиады по сезонам;
- телефон доверия для родителей
- организация почты для родителей;
- конкурс «Дружная семья»;
- семейные проекты "Наша родословная"; «Герб и флаг нашей семьи» и другие;
- открытые занятия для просмотров родителей;
- создание портфолио семьи.
Важные моменты при организации работы :
а) все материалы для ознакомления и изучении родителями должны быть эстетически оформлены;
б) содержание материалов должно регулярно обновляться, иначе родительский интерес к этой информации быстро угаснет;
в) оформление материалов должно быть выполнено не стандартно, а так, чтобы привлечь внимание родителей : на цветной бумаге, с картинками, с рисунками и поделками детей, с фотографиями воспитанников;
г) тема и содержание материла должно исходить из запроса родителей.
Работа с родителями - это процесс общения с разными людьми, который не всегда проходит гладко, а порой даже тяжело. И конечно, проблемных ситуаций и конфликтов не избежать. В современном обществе родители, отдающие свой детей в детский сад – сложная категория. Конфликты между родителями из-за детей, их претензии к воспитателям по любым вопросам, жалобы педагогов на безактивность родителей, нежелание родителей прислушиваться к рекомендациям воспитателей, часто отсутствие авторитета педагогов у родителей создают проблемы в установлении контакта с семьей.
Сегодняшние родители порой невнимательно относятся к консультации специалистов учреждения: психолога, логопеда, врача и других. Что же тогда говорить о воспитании детей? Большинство родителей считают себя грамотными в вопросах воспитания и развития своих детей, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимают во внимание опыт и образование педагогов. Поэтому с самых первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении руководитель детского сада должен поддерживать авторитет своих педагогов, постоянно подчеркивать их знания, умения, имеющийся опыт, творческие способности и т. д.
Как можно повысить авторитета педагога:
- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за другие педагогические заслуги;
- оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога;
- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений, их грамотами за определенные заслуги.
Важным моментом в предупреждении и разрешении проблемных и конфликтных ситуаций является установление личного контакта, как руководителя дошкольного учреждения, так педагога с родителями, ежедневное информирование воспитателем родителя о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному, с применением разных интересных форм и методик. Очень важно избегать при этом формализма. Чтобы грамотно спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому сначала провести анализ социального состава родителей, их настроя к детскому саду, ожиданий от пребывания ребенка в ДОУ. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее более эффективной. Вопрос работы с семьей всегда был и остается важным в работе дошкольного учреждения. Ведь именно тесное сотрудничество с родителями, качественное интересное взаимодействие с ними, работа в тандеме дадут самые положительные результаты в плане воспитания и развития наших детей.
Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с
родителями, решая следующие приоритетные задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
• Поиск новых форм работы с родителями становится весьма актуальным.
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Детский сад сегодня работает в режиме развития: представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. Нами проведен анализ социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Провели анкетирование, личные беседы на эту тему, помогли правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
«Круглый стол» по различным темам; проведение дней семьи в ДОУ для сближения родителей и детей в совместной деятельности «Театральный сундучок», «Литературный вечер», «Мы рисуем. Мир в красках», «Малая родина», «Мама – солнышко моё!», «Приобщение дошкольникам к истокам русской культуры. Изготовление тряпичной куклы» и др. ; оформление тематических выставок; консультации специалистов; семейные спортивные встречи «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Нам болезни не страшны, с физкультурой мы дружны!», «Весёлая физкультура», «Вместе с папами» и др просмотры открытых занятий; творческие гостиные по обмену опытом семейного воспитания «Как сохранить и укрепить здоровье малыша», «Воспитываем мальчиков и девочек», «Ребенок и книга», «Рисуем вместе!», «Мужское воспитание» «Игра в жизни ребенка» и многие др; конкурсы семейных проектов «Моя родословная», «Малыш – крепыш», «Здоровье – это здорово!», «Они подарили нам мир!», «Как я провел лето», «Семейный отдых» и др; портфолио семейного успеха; день открытых дверей; разработка и изготовление для родителей буклетов, памяток, брошюр по актуальным темам; участие родителей в реализации длительных проектов «Быть здоровым – это здорово!», «Творчество воспитателя – залог успешности воспитанника», «Наш любимый город Омск!», «Пусть музыка дарит крылья!»; участие в работе сайта ДОУ.
Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ еще недавно казалось
такой большой проблемой. Однако, в результате проведенной работы
получены весьма позитивные изменения:
- пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что
родителям интересно в ДОУ, они все чаще становятся инициаторами
взаимодействия, участия в совместных мероприятиях в ДОУ;
- воспитатели, проявляя творчество, стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям, к участию в создании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;
- изменился характер общения родителей и педагогов : взаимоотношения
стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом,
предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник.
Формальное общение исчезает;
- совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно
влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в
себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют
инициативу в тех вопросах и видах деятельности, где видят интерес и активность своих родителей.
Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем, будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
Работа с родителями, это процесс общения разных людей, который не
всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут
возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и
родителей. Важным моментом в предупреждении возникновения
проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с
родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок
провел день, чему научился, каких успехов достиг, над чем ещё надо
поработать.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями
воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей
работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в
педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном
процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это
необходимо для развития их собственного ребенка.
Список литературы
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
дошкольного образования.
2. Давыдова О. И., Майер А. А. Компетентный подход в работе
дошкольного образовательного учреждения с родителями. - СПб: ООО
«Издательство «Детство- Пресс», 2013.
3. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и
родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2
4. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М. : Издательский центр Академия, 2000. - 192с.
5. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. М. : Айрис-Пресс, 2008 - 208 с.
6. Киселёва Л. С. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения, М. : Аркти, 2003 - 96 с.
7. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. От 20.11.2003 № 2-34-20
8. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М. : Издательский центр Академия, 2007 - 368 с.
9. Савенков А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 1-8 - М: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.