Светлана Нимакова
Особенности взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности взаимодействия с родителями воспитанников дошкольного возраста
Совсем недавно считалось, что в принципе все семьи похожи друг на друга. Сегодня же семья стремительно меняется. Современные родители – какие они? Во-первых, они разные по возрасту: от совсем юных до 40-летних. Во-вторых, семьи различаются по социальному и материальному статусам. Патриархальная семья из трех поколений уже практически ушла в прошлое. А с ней и способы передачи информации, сохранение культурных традиций.
Публикация «Особенности взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в ДОО» размещена в разделах
Воспитателям в своей педагогической работе приходится учитывать эти особенности в работе с семьей : с одной стороны, помогать молодым и неопытным и даже формировать их взаимоотношения с детьми, с другой учитывать уже сложившиеся стереотипы у родителей «в возрасте». Обеспеченные мамы и папы не стремятся выполнять просьбы воспитателей, им некогда участвовать в праздниках и изготавливать игрушки. Одним словом им некогда делать что-то вместе со своим ребенком. Родители крайне редко, например, играют с детьми в игры своего детства и рассказывают малышам сказки. Статистика свидетельствует, что нередко в младшую группу приходят дети из вполне благополучных полных семей, а к моменту перехода ребенка в подготовительную группу половина родителей оказываются в разводе. И детский сад в этом случае остается для малыша, пожалуй, единственным стабильным островком, где ничего не изменилось. Детский сад в такой ситуации выполняет роль семейной консультации и психологической разгрузки.
Во главу угла работы дошкольного учреждения должны быть поставлены совместные усилия по созданию единого пространства развития ребенка. Надо взаимодействовать с семьей. Наш педагогический коллектив в поисках эффективных форм и методов сотрудничества с семьями воспитанников.
Ещё совсем недавно считалось, что в принципе все семьи похожи друг на друга. Сегодня же семья стремительно меняется. Одни говорят об отмирании семьи как государственного института, другие-об усилении её значения в нашем тревожном и динамичном мире. В любом случае современная семья- это разные формы совместного проживания людей: папа, мама и ребёнок (дети); мама, бабушка и ребёнок (дети); папа и ребёнок; мама и ребёнок (таких семей становятся, увы, всё больше, семьи с дедушкой, бабушкой или с кем-нибудь одним их них, семьи с приёмными детьми. Отличаются семьи и по количеству детей.
В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнает о культуре, традициях, обычаях своих предков, знакомится с фольклором, со старинными вещами в музеях народного творчества, с жизнью и историей своей страны. Детский сад помогает ребёнку и родителям почувствовать себя комфортно и естественно. Чтобы здесь его воспринимали и любили таким, какой он есть. А для ребёнка важно, чтобы у него были папа и мама. К сожалению, так бывает не всегда. С изменением форм семейных отношений разводы становятся обычным явлением. Статистика свидетельствует, например, что нередко в младшую группу приходят дети из вполне благополучных полных семей, а к моменту перехода ребёнка в подготовительную группу половина родителей оказывается в разводе. Значит, весь тяжёлый и непонятный для ребёнка период развода папы и мамы приходится на дошкольный возраст. И детский сад в этом случае остаётся для малыша, пожалуй, единственным стабильным островком, где ничего не изменилось. Нередки случаи, когда сами родители советуются с психологами, воспитателями, как им решать семейные проблемы. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. В такой ситуации детский сад выполняет роль семейной консультации и психологической разгрузки.
Но во главу угла работы дошкольного учреждения всё же должен быть поставлен не социальный заказ, а совместные с семьями наших воспитанников усилия по созданию единого пространства развития ребёнка. И нам надо не работать с семьёй, а понимать семью, её особенности, движущую силу, проблемы. Без этого понимания мы никуда не продвинемся. Надо взаимодействовать с семьёй. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основе общения в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется свобода сторон.
На первых порах сопротивления со стороны родителей есть почти всегда. Причин тому много: прежде всего недостаток информации о детском саде, о педагогах.
Нет информации-нет заинтересованности в детском саде. Нет заинтересованности-нет мотивации к взаимодействию.
Наш педагогический коллектив в поисках эффективных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников.
Вывод:
Современный воспитатель – это, прежде всего грамотный и эрудированный специалист. Также педагог должен быть хорошим психологом, способным вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Хороший педагог – это еще и чуткий педагог, умеющий работать в коллективе и вовремя откликнуться на просьбу коллег. Профессионал своего дела должен постоянно заниматься самообразованием, искать новые пути и методы работы с детьми, родителями и при этом стараться использовать лучший педагогический опыт. И если все у нас будет и мы будем соответствовать всем вышеперечисленным требованиям, то мы достойны звания современного профессионального педагога. И сможем гордиться этим. Ведь воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. И если мы к детям будем относиться с добром, без равнодушия к ним, то они вырастут такими же добрыми и чуткими, способными сострадать и помочь ближнему.
Приемы активизации творческого потенциала родителей в условиях группы
1. «Мозговая атака», обеспечивается подготовка к выдвижению идей, направленных на преодоление недостатков.
2. «Список прилагательных и определений». Список прилагательных определяет различные качества и свойства, которые необходимо улучшить. Например: родителям задается вопрос : «Какой вы хотели бы видеть группу, в которой воспитывается ребенок».
3. «Ассоциации». На листе рисуют символ, олицетворяющий проблему или ее момент. Рисунок можно заменить символической скульптурой. После работы проводится обсуждение заложенных в скульптуре идей.
4. «Коллективная запись». Каждый из участников получает «записную книжку», где сформулирована проблема и дается информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Участники независимо друг от друга заносят в «блокнот» свои соображения, определяют наиболее важные для них.
5. «Запись на листе». Во время беседы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе.
6. «Большая мечта». Предлагается свободно помечтать, и выбрать, что имеет отношение к этой мечте, можно попытаться осуществить её (идеальный отдых всей семьей, жизнь группы через год, перспективы и т. д.).