Папки-передвижки

Особенности взаимодействие воспитателя с родителями по формированию у детей правильного звукопроизношения

юлия торохова
Особенности взаимодействие воспитателя с родителями по формированию у детей правильного звукопроизношения

Никакая самая кропотливая работа детского сада не исключает потребности домашних занятий с детьми, имеющими разные нарушения речи. Воспитатель должен помочь родителям правильно организовать эту работу. В его задачи входит представить родителям индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить общий перспективный план коррекционной работы. Для того чтобы наладить систематические, комплексные индивидуальные занятия с ребенком и привлечь к ним родителей, целесообразно распределить весь учебный материал по трем направлениям: развитие произносительных навыков, формирование словаря, выработка грамматических умений и навыков. Соответственно данным направлениям воспитатель оформляет три тетради. В первой тетради дается материал по развитию правильного звукопроизношения; во второй — по накоплению, уточнению, активизации словаря и отработке слоговой структуры слова; в третьей — по формированию фразовой речи и ее грамматическому оформлению. Не с каждым ребенком следует вести занятие по всем указанным направлениям. Это зависит от тяжести нарушения речи. Например, если ребенок страдает дислалией, большое внимание уделяется формированию звукопроизношения, и в этом случае будет достаточно одной тетради. Внутри каждого направления в зависимости от вида нарушения речи, психологических особенностей ребенка (внимания, памяти) и особенностей его эмоционально-волевой сферы могут быть выделены различные разделы. Так, при нарушении звукопроизношения (первое направление) коррекционная работа может заключаться из следующих разделов: развитие мимической мускулатуры, развитие мелкой моторики рук, развитие артикуляционного аппарата, обработка опорных звуков, постановка нарушенного звука и его автоматизация и др. Соответственно задачам второго направления подбирается лексический материал по программе детского сада: слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие качества и свойства предметов; слова, обозначающие различные действия. При этом нужно предусматривать разную степень их сложности и вначале употреблять слова, состоящие исключительно из открытых слогов (муха, кубики, а далее последовательно включать слова с закрытыми слогами (петух, малыш, слова со стечением согласных в середине слова (кофта, конфета, слова со стечением согласных и с закрытыми слогами (стакан). Третье направление складывается из следующих разделов: связь слов в предложении (управление, согласование, предложные конструкции и др. Поскольку по всем указанным направлениям и разделам работа ведется одновременно, в тетрадях ребенка сразу отводится по нескольку страниц на каждый раздел. Внутри разделов материал организуется последовательно, с учетом основных дидактических принципов: доступности, наглядности и др. Чтобы ребенку и родителям было легче ориентироваться в тетрадях, уместно отделять один раздел от другого, вырезая страницы, как в алфавитной книге, и делая соответствующие надписи, а для ребенка — небольшой рисунок, по которому он сумеет легко найти и открыть нужный для повторения или дополнения материал. Так, на первой странице раздела «Развитие мимической мускулатуры» изображается лицо, раздела «Развитие мелкой моторики рук» — кисть руки и т. Желательно, чтобы воспитатель не наклеивал в тетрадь ребенка готовые картинки, а рисовал их с одновременным комментированием. Например, рисуя дом, взрослый говорит: «Вот левая стена, вот правая стена, вот пол, потолок, крыша, окно, вот и нарисовали домик». Таким образом, рисунок создается в определенной последовательности на глазах у ребенка. Это особенно важно для развития речи детей, страдающих алалией, и коррекции речи заикающихся детей. Если рисунки задаются на дом, родители, не умеющие рисовать, могут вместе с ребенком перевести готовый рисунок из журнала через кальку или воспользоваться трафаретом. Такой прием способствует развитию у ребенка внимания и повышает у него интерес к учебной деятельности. Все рисунки ребенок раскрашивает, самостоятельно подбирая нужный цвет. Итак, тетрадь является как бы индивидуальной азбукой для обучения ребенка правильной речи. Индивидуальность определяется последовательностью прохождения разделов и объемом материала в каждом из них. Правильно оформляя тетради, воспитатель дает родителям возможность составить представление об общем плане работы с ребенком, понять, что затрудняет его и требует соответствующей отработки, а что — только уточнения, повторения, что и зачем они делают в данный момент и как это связано с дальнейшей реализацией перспективного плана работы. Такая организация материала способствует осознанию взаимосвязи и взаимозависимости всех разделов работы. Поскольку наиболее частыми нарушениями речи у детей являются дефекты звукопроизношения, воспитатель должен уделять данному направлению работы наибольшее внимание. Одним из его разделов является артикуляционная гимнастика. Специальные целенаправленные упражнения подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Воспитатель показывает родителям, как надо выполнять каждое упражнение любого комплекса, на что следует обращать особое внимание. Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно или через день в форме игры. С детьми четырех лет и старше занятия проводят перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свою артикуляцию. При этом должны соблюдаться те же требования, которые предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики: точность движений, равномерное участие в них левой и правой половины языка и т. Если и при систематических занятиях дома в течение двух-трех месяцев нужная группа звуков не появится, следует обратиться к логопеду. Всю работу по формированию правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих затруднениях. Если ребенок нуждается в логопедической коррекции, то воспитатель может оказать помощь родителям. Руководя работой родителей, воспитатель должен обратить их внимание на следующее: • надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок. Если он искажает все группы звуков, можно одновременно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам; • у ребенка не всегда может сразу все хорошо получаться, и порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его и вернуть к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось; • выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они даны в пособии. Когда у ребенка появится звук, надо постепенно с помощью воспитателя вводить его в речь, т. учить ребенка правильно употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи. Большие возможности по формированию правильного звукопроизношения у родителей имеются в процессе приобщения ребенка к миру искусства. Первые шаги в мире искусства, культуры ребенок делает в семье, поэтому столь важно, чтобы ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, колыбельные песни, потешки, пестушки, потягушки, прибаутки, приговорки, заклички, скороговорки, считалки, детские книги. Воспитатель может рекомендовать родителям произведения фольклора и игры, соответствующие возрасту детей и их речевым возможностям. Также он может посоветовать выбрать книги, которые ребенок будет с интересом и охотой слушать, захочет рассказать о ней своим друзьям и знакомым. Для того, чтобы познакомить родителей с приемами педагогической работы, обратить внимание на особенности речевого общения с детьми, воспитатель может пригласить родителей на свои практические занятия. Проводя беседы и консультации, воспитатель должен объяснять родителям, что их речь для ребенка является образцом для подражания. Поэтому она должна быть ясной, внятной и неторопливой. Именно в таком общении ребенок учится вслушиваться в звучащие слова, обращает внимание на их разное звучание, постигает смысл прослушанного. Важно развивать у малышей фонематический слух, это поможет им отличать правильное произношение звука от неверного, а также дифференцировать различные звуки родного языка. Таким образом, воспитатель является основным помощником и партнером родителей в работе по формированию у детей правильного звукопроизношения. Для этого он может использовать такие формы работы, как беседы, консультации, домашние задания, практические занятия. Сотрудничество воспитателя с родителями обязательно даст положительные результаты в развитии речи детей и, в частности, их правильного и своевременного звукопроизношения.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношенияДидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности «Звук [ч]» Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности. Звук [Ч] Цели: Коррекционно-образовательные: закрепить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности взаимодействие воспитателя с родителями по формированию у детей правильного звукопроизношения
Опубликовано: 31 октября 2024 в 09:29
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности взаимодействие воспитателя с родителями по формированию у детей правильного звукопроизношения» (включая файлы) размещена пользователем юлия торохова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД