Жукова
Особенности воспитания ребёнка в семье
▼ Скачать + Заказать документы
1. В зависимости от определенного статуса личности воспитанника выделяют :
– гражданское воспитание – воспитание человека, отвечающего требованиям определенного общества, среды жизнедеятельности, утвержденным принципам, нормам и правилам, т. е. гражданина;
– светское воспитание – воспитание, отвечающее требованиям изысканного этикета – "требованиям света";
Публикация «Особенности воспитания ребёнка в семье» размещена в разделах
– элитарное воспитание – воспитание, сложившееся в элитном обществе, группе (направленное воспитание человека по социальному предназначению – царских особ, князей и пр.);
– маргинальное воспитание – воспитание человека, который по своему уровню культуры находится вне рамок ("на краю", "на обочине") основных структурных социальных образований данного общества, господствующих в нем социокультурных норм и традиций нравственных устоев.
2. В зависимости от социального назначения воспитания выделяют :
– национальное воспитание – воспитание, основанное на национальном опыте, традициях, обычаях и направленное на формирование определенного типа личности – представителя определенной нации;
– религиозное (конфессиональное) воспитание – воспитание в соответствии с канонами конфессионального учения и опыта, сложившегося в определенной религиозной среде и конфессии, к которой принадлежат родители;
– интегральное воспитание – воспитание, основанное на межнациональном опыте, носящее общечеловеческий характер, сложившееся под воздействием многочисленных факторов среды и передающееся из поколения в поколение;
– классовое воспитание – воспитание человека с учетом своеобразия принадлежности его к определенному общественному классу. Это своеобразие определяется отношением к средствам производства, труду, людям;
– партийное воспитание – воспитание человека в среде с определенными партийными установками, взглядами и отношениями. В его основе лежит соответствующая идеология. Оно присутствует и в предыдущих видах воспитаниях и зависит от преобладающей у родителей и взрослых формы общественного сознания – научного, религиозного и иных.
Исследователи выделяют следующие типы воспитания в зависимости от его стиля:
– авторитарное – властное воспитание, часто не признающего и не прислушивающегося к чужому мнению, уверенного в своем непререкаемом авторитете человека. В семье это часто проявляется в стремлении родителей как можно лучше воспитать свое дитя, но не знающих как это лучше сделать. Иногда такое воспитание отражает своеобразие (властность и ограниченность) личности воспитателя;
– либеральное или анархическое – воспитание человека без ограничений, на основе полной свободы, вседозволенности. Оно способствует формированию человека недисциплинированного, не признающего авторитетов, власти, беспорядочного и своевольного;
– гуманистическое – воспитание просвещенного, свободомыслящего и человеколюбивого гражданина;
– демократическое – воспитание человека, приверженного к общественному порядку, способного отождествлять свое место и роль в соответствии с требованиями общества, активно участвующего в общественной жизни;
– инфернальное – воспитание человека, одержимого бурными страстями, демонического;
– плюралистическое – воспитание человека, способного проявлять себя в деятельности и общении с позиций широкой эрудиции и гибкости, терпимо относиться к проявлениям различного спектра других мнений, суждений, взглядов;
– прагматическое – воспитание, основанное на практической деятельности воспитанника и его личном опыте и направленное на приобретение тех навыков и умений, которые могут пригодиться ему в реальной жизни (на практике). Результатом является формирование человека-прагматика – практико-ориентированного, делового человека, придерживающегося в деятельности, поведении и общении только того, что имеет для него жизненно важное значение;
– творческое (его называют интеллектуальным, инновационным) – воспитание, основанное на творческом усвоении знаний науки о воспитании и достижений реальной практики, осуществляемое с учетом индивидуальности ребенка.