Алена Галева
Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «Внимание», виды, свойства внимания.
Внимание – это один из познавательных процессов, осуществляющий отбор нужной информации и обеспечивающий избирательные программы действия, а также сохранения постоянного контроля за их протеканием.
Его можно определить, как психофизиологический процесс, состояние, характеризующие динамические особенности познавательной деятельности. Внимание - это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств.
Публикация «Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Физиологический механизм внимания сложен. Н. Ф. Добрынин (1938) предлагал упорядочить все известные формы внимания по изменению активности субъекта, выделяя три участка: все формы непроизвольного внимания; произвольное, волевое внимание; спонтанное внимание, то есть послепроизвольное внимание.
Посредством внимания происходит отбор информации, которая поступает через органы чувств: одна информация принимается к сведению, другая игнорируется.
Выделяют три основных вида внимания :
Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный вид внимания прекращается.
Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим более интересным для него занятием. Психологи считают, чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.
Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.
Внимание обладает некоторыми свойствами:
1. Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним.
2. Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом.
3. Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания.
4. Объем — показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3). Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида. Имеют также значения характеристики воспринимаемых объектов (их однородность, взаимосвязи) и профессиональные навыки самого субъекта.
5. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.
Развитие внимания в дошкольном возрасте.
Развитие внимания у детей этого возраста связано с переменами в организации их повседневной жизни, появлением новых видов деятельности. Действия четырех-пятилетнего малыша направляются взрослыми: кроха все чаще слышит фразы «Будь внимательным», «Смотри внимательно». Стараясь выполнить наставления взрослых, малыш учится управлять вниманием.
С овладением средствами управления развивается произвольное внимание. В младшем возрасте эти средства носят внешний характер (фраза взрослого, указывающий жест). В старшем возрасте появляются новые особенности : подобным средством управления становится речь самого малыша, приобретающая планирующую функцию.
Кроме этого, развитие внимания у дошкольников зависит от знакомства с нормами и правилами поведения, началом формирования воли. К примеру, крохе хочется поиграть с друзьями, но родители просят его помочь накрыть на стол.
Маленький помощник сосредотачивает свои силы на том, чтобы расставить столовые приборы. Незаметно его увлекает это занятие, и применение воли для удержания концентрации уже не нужно – произвольное внимание сменяется послепроизвольным.
Нарушения внимания в дошкольном возрасте.
Отклонения внимания от нормы проявляются в следующих чертах: распыленности, рассеянности, неустойчивости, узости внимания, — это показатели недостаточного развития таких свойств внимания, как концентрация, переключение, устойчивость, распределяемость и объем. Наиболее важными чертами отклонения внимания являются показатели уровня развития внимания, которое проявляется в особенностях непроизвольного и произвольного внимания.
Непроизвольное внимание показывает наличие ориентировочных реакций ребенка на раздражители внешнего и внутреннего характера, то есть наличие познавательной активности ребенка. А произвольное внимание показывает наличие у ребенка механизмов саморегуляции поведения в различных видах деятельности и является показателем готовности ребенка к обучению в школе.
Выделяют следующие причины нарушения внимания :
1. Врожденные особенности нервной системы могут влиять на развитие свойств внимания.
2. Речевые нарушения могут значительно влиять на формирование произвольного внимания, так как его механизм строится на основе словесной регуляции: например, у детей с афазией (нарушения мозговых центров речи) произвольное внимание развивается только с использованием внешних вспомогательных средств (показа, жестов, знаковых средств).
3. Интеллектуальные нарушения — это более серьезное препятствие для развития не только произвольного, но и непроизвольного внимания.
4. Педагогические ошибки воспитания обусловлены отставанием педагогических воздействий от развития психики или неадекватным использованием педагогических приемов без понимания закономерностей психического развития и особенностей психических процессов и свойств.
5. Организация условий восприятия существенно влияет на процесс внимания.
Рекомендации родителям по развитию внимания в дошкольном возрасте.
Развивать слуховое внимание через упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
Часто менять формы деятельности. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т. п.
Использовать в совместной деятельности элементы игры.
Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Использовать дидактические игры с четко выраженными правилами.
Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.
Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
Способствовать формированию у ребенка навыка управлять вниманием в соответствии с целью. Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.
Тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
Учить детей сосредотачиваться на определенной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону. Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т. п.
Создавать средства — стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
Предлагать детям:
––повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
––неоконченные фразы, которые нужно закончить;
––вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.
Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания :
«Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».)
Игры — головоломки.
Загадки.
«Найди отличия».
«Найди два одинаковых предмета».
«Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).
«Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»).
«Где что было» (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).
«Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).
Игра «Карлики и великаны» (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).
Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
Задание: организовать обследование и коррекцию внимания в старшем дошкольном возрасте.
Методика № 1 «Корректурная проба»
Цель: определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".
Анализ результата: Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.
Время работы - 5 минут. (Приложение 1)
Методика № 2 «Найди и вычеркни» Р. С. Немова.
Цель: исследование продуктивности и устойчивости внимания.
Инструкция: детям предлагаются бланки с изображенными на них разнообразными предметами и «По сигналу «Начинай» ты будешь искать, и зачеркивать кружки и треугольники до тех пор, пока я не скажу: «Стоп». Ребенок работает 2,5 минуты. Каждые 30 секунд делаются остановки, и ребенок показывает взрослому, на каком месте он остановился.
При обработке результатов экспериментатор определяет количество предметов, просмотренных ребенком за каждые полминуты работы и за все 2,5 минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой полминуты, с 0,5 по 2,5, и в целом за все 2,5 минут. (Приложение 2)
Методика № 3 Таблицы Шульте.
Цель: исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Инструкция: «Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь».
Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу «начали» исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.) (Приложение 3)
Игры и упражнения для развития внимания
Игра «Выкладывание из палочек»
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: счетные палочки (трубочки для коктейлей и т. д., образец, узора.
Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.
а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку (карточки);
б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки);
в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки);
г)4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).
Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т. д.? Возьми палочки и выложи ил них точно такой же узор (домик). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».
Упражнения «Описание»
Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности
1. закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь
2. закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
3. не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.
4. сидя с закрытыми глазами в течение 2-х минут, перечисляй, все звуки, которые ты будешь слышать.
Найди 5 отличий
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение и внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Описание. Ребенку предлагаются:
а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;
б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать.
Игра «Найди ошибки».
Цель: развитие устойчивого внимания, критичности познавательной деятельности.
Заранее нарисуйте картинку, на которой допущено 5- 6 ошибок. Например, на картинке, изображающий детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями и т. п. содержание картинка и допущенные ошибки д. б. понятны малышу, чтобы усложнить игру сделайте ошибки более заметны.
Игра «Исключение лишнего»
Цель: развитие мышления, объёма внимания, произвольного внимания.
Оборудование; карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.
Описание. Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.
Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе».
Список литературы
1. Калинина, Р. Р. Психологическая диагностика в детском саду / Р. Р. Калинина. –СПб. : Речь, 2003. - 144 с.
2. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В. С. Мухина. - М. : «Академия», 2003. - 456 с.
3. Башаева, Т. В. Роль внимания в жизни дошкольника // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т. В. Башаева, Н. Н. Васильева, Н. В. Клюева. - Я: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. - 480 с. С. 102-104.
4. Ануфриев, А. Ф., Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - М. : «Перо», 2015.
5. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. Пособие для учителя-дефектолога / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - ВЛАДОС, 2010. – 143 с.