Елена Прокофьева
Особенности управления дошкольной образовательной организацией, состоящих из двух зданий
▼ Скачать + Заказать документы
Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Цель модернизации образования : создании механизма устойчивого развития системы образования.
Дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования конкурентоспособного поколения.
Публикация «Особенности управления дошкольной образовательной организацией, состоящих из двух зданий» размещена в разделах
К современной дошкольной организации предъявляются такие требования, что повышение уровня управления становится объективной необходимостью и существенной стороной ее дальнейшего функционирования и развития.
Управленческая деятельность может рассматриваться ещё и как процесс. Управление как процесс, отмечает В. Я. Якунин, представляет собой последовательность стадий, состояний, этапов развития, совокупность действий руководителя для достижения цели. Он выделяет следующие функции управления :
сбор информации;
прогнозирование;
принятие решения;
организацию исполнения;
коммуникацию;
контроль;
коррекцию.
С целью оптимизации образовательных организаций района к нашему процветающему детскому саду с 11 группами присоединили 5 групповой детский сад.
Оптимизация – выбор наилучшего варианта из возможного, наиболее соответствующего определённым условиям и задачам.
Оптимизировать управление дошкольной организацией – значит выбрать или сконструировать такую систему мер, которая, будучи примененной, в условиях конкретного образовательного учреждения так преобразовывала структуру и процесс управления, чтобы достигались не любые, а лучшие, чем прежде, максимально возможные конечные результаты.
Специфику управления двумя зданиями можно рассматривать через функции управления, субъекты управления, организационное управление и технологии управления.
Вашему вниманию представляем управленческую систему нашего МАДОУ
Специфика обновления информационно-аналитической функции заключалась в следующем. Был проведен анализ реальной ситуации, которой позволил внести изменения в нормативно-правовое обеспечение оптимизации, а котором упоминалось ранее.
- мы проанализировали кадровую готовность; если в нашем ДОО был высокий уровень квалификации педагогов, то в присоединяемом учреждении педагогов высшей категории не было, первой категории - 2 человека, остальные педагоги были с СЗД.
- выявили потребность и запросы родителей; у родителей 2 здания был запрос на организацию дополнительного платного образования.
-проанализировали программно-методическое обеспечение, состояние развивающей предметно-пространственной среды, материально-техническое обеспечение, проанализировали и пересмотрели структуру управленческой деятельности. Включили в структуру должности старшего воспитателя, завхоза.
Функция целеполагания заключалась в формировании образа желаемого результата при разработке программы развития, образовательной программы МАДОУ. Эти документы корректировались и обновлялись.
Функция планирования также видоизменилась:
1. внедрили программно-целевое планирование;
2. спланировали систему методической работы с педагогами;
3. обеспечили системный контроль за ходом деятельности;
4. продумали эффективные формы работы с родителями.
Функция организации обеспечила реализацию плана деятельности и состоит из следующих компонентов:
• Материальное обеспечение (приобретение оборудования и пособий, информационное обеспечение процесса).
• Организация пед. процесса в соответствии с ООП ДО МАДОУ.
• Организация мероприятий по повышению профессиональной компетентности участников образовательного процесса.
• Организация системы внешних связей и организация взаимодействия педагогов.
Функция руководства заключалась в повышении психологических основ управления, мотивации и материального стимулировании педагогов.
Контрольная функция связана с расширением демократических основ контроля (это использование взаимоконтроля, самоконтроля, участие педагога-психолога в проверках, так же систематизирована работа по промежуточным результатам контроля с дополнительным регулированием педагогической деятельности воспитателей и специалистов МАДОУ.
Ведущее место в управлении процессом заняла функция анализа и регулирования, которая осуществлялась в форме тематических и комплексных проверок и мониторинга. Именно посредством регулирования и коррекции достигается поддержание управляемого целостного образовательного процесса.
За 5 лет оптимизации много изменилось: среди 36 педагогов из 2 двух зданий имеют высшую категорию – 14 воспитателей (из них 2 воспитателя из 2 здания, первую категорию – 19 педагогов (из них 5 воспитателей из 2 здания, не подлежат аттестации – 3 педагога молодые.
Под управлением дошкольной организацией понимают целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность труда педагогического коллектива; научно обоснованное воздействие на педагогов-воспитателей, обслуживающий персонал, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Знание об особенностях социально-педагогических систем, их закономерностях позволяет обеспечить успешное управление дошкольной организацией в современных условиях.
Современный руководитель дошкольного образовательного учреждения стремится учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им.
Создание современной цифровой образовательной среды способствовало обогащению развивающей предметно – пространственной среды групп обоих зданий, повышению информационной компетентности педагогов МАДОУ, активизации взаимодействия между участниками образовательного процесса, качественному контролю деятельности.
Эффективность управления дошкольным образовательным учреждением напрямую зависит от умения руководителя осознавать себя и свои личные цели, правильно распределять время и усилия, снимать стрессы и т. д., т. е. от умения изучать и изменять себя.
Управленец – доминирующая роль, поэтому на нем лежит огромная социальная ответственность. Ведь руководитель призван представлять одновременно как интересы государства, общества, региона, так и интересы педагогического и детского коллектива, гармонизируя при этом эти, часто разнонаправленные, интересы.
Руководитель является лидером в системе управления, поэтому управление различными процессами в дошкольном образовательном учреждении в решающей степени будет зависеть от его личностных качеств и профессиональных умений. Руководитель в ДОУ – это человек, как правило, умеющий и желающий успешно претворять в жизнь идеи демократизации, оптимизации и модернизации управления. От его управленческой компетенции и профессионализма зависит успешное осуществление системы мер по организации педагогического процесса ДОУ.