Берковская Наталья Владимировна
Особенности учебной мотивации у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по формированию мотивации познавательной деятельности без преувеличения выступает в качестве центральной проблемы для современных школ. Ее актуальность обусловливает обновление содержания обучения постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельной работы и осознанного подхода к учебному процессу. Вопрос формирования мотивации учебно-познавательной деятельности находится на стыке обучения и воспитания, поэтому выступает важнейшим аспектом современного обучения.
Публикация «Особенности учебной мотивации у младших школьников» размещена в разделах
Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Для любой познавательной деятельности учащихся наряду с операционными компонентами (знаниями, умениями и навыками) характерно включение и мотивационных (мотивов, интересов, отношения). Мотивационный компонент обуславливает для учащегося значимость того, что ими познается и усваивается, его отношение к учебному процессу, его содержанию, способам выполнения и результатам. Мотивация выступает в качестве источника активности и направленности личности на предметы и явления действительности, вследствие, чего и проявляется активность. Для того, чтобы достичь поставленную цель помимо желания необходимо присутствие объекта, который, отвечая потребностям, побуждал к деятельности, обуславливал определенную конкретную направленность.
Каждый педагог желает, чтобы его учащиеся получали положительные оценки, проявляли интерес и желание к обучению в школе. В этом проявляется и заинтересованность родителей учащихся. Педагоги знают, что школьников нельзя успешно учить, если они относятся к образовательному процессу и знаниям с равнодушием, без заинтересованности, не осознают потребность в нем. В связи с этим перед современной школой возникает задача, связанная с формированием и развитием у учащихся положительной мотивации к учебному процессу.
В рамках изучения проблемы развития мотивов учебной деятельности у детей младшего школьного возраста целесообразно выделить три этапа. Первые исследования в этой области приходятся на начало пятидесятых годов двадцатого века таким учеными как: Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой и Л. С. Славиной. Спустя тридцать лет в восьмидесятые годы мотивацию учения учащихся начальных классов была рассмотрена М. В. Матюхиной. С началом двадцать первого века связывают третий этап в изучении данной проблемы, который требует ее дальнейшего осмысления и развития идей, представленных исследователями в рамках предыдущих двух этапов с учетом современной реальности.
Развитие учебной деятельности младших школьников осуществляется при необходимой системе мотивации. «Проблема мотивов учебной деятельности школьников находится в постоянном поле зрения ученых и учителей. Сложность ее решения обусловлена наличием разных подходов к определению основного понятия в психологии, недостаточной разработанностью условий, способствующих развитию мотивов, которые могли бы реализовать учителя в образовательном процессе. Вместе с тем особого внимания заслуживают изменения особенностей младших школьников в связи с активным внедрением в их жизнь разнообразных гаджетов. Сформированность мотивации к обучению и познанию является важным личностным результатом начального общего образования».
Учение выступает в качестве целенаправленного и мотивированного процесса, в связи с этим задачей педагога является включение каждого ученика в деятельность, которая бы обеспечивала формирование и развитие познавательных потребностей – познавательных мотивов. Организацию данного процесса обуславливает осознание учениками целей предстоящей деятельности. Цепочку, в рамках которой осуществляется данный процесс, можно представить следующим образом: потребность – мотив – цель – действие – рефлексия.
Л. И. Божович в своих исследованиях, посвященных изучению мотивов учебной деятельности школьников, мотив определил как «то, ради чего осуществляется деятельность в отличие от цели, на которую эта деятельность направлена, то есть мотивом называется все то, что побуждает активность ребенка».
Ю. В. Киселева отмечает, что «успешность овладения человеком профессиональными знаниями и умениями во многом обусловлена: в какой мере удалось сформировать у школьников в процессе обучения готовность к любой социально необходимой деятельности; в какой мере учащиеся овладели универсальными знаниями; уровнем сформированности профессионально важных качеств, однако овладение ими осуществляется не только на этапе профессионального обучения».
В учебной деятельности следует выделять познавательную функцию. В процессе учебной деятельности младшие школьники познают дидактически обработанную систему знаний и способов деятельности. По мнению Г. И. Вергелес «. познание в обучении должно осуществляться таким образом, чтобы в дальнейшем обеспечить возможность непосредственного овладения индивидом окружающей действительностью». В сознании младших школьников в ходе учебной деятельности происходят познавательные процессы, то есть процессы отражения объективной действительности. Например, П. И. Пидкасистый считает, что «конечным эффектом деятельности учения является «преобразованная действительность, связанная с удовлетворением познавательных и практических потребностей школьников.».
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что «учебная деятельность, являясь важной составной образовательного процесса, создает необходимые условия для осуществления младшими школьниками познавательных действий».