Ольга Земцова
Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии
▼ Скачать +Заказ
Дети с тяжелыми нарушениями речи представляют собой разнородную группу, первичным проявлением нарушений развития в которой является системное, общее недоразвитие речи, они могут иметь так же органически сохранный или нарушенный интеллект, расстройства аутистического спектра, двигательные нарушения. В образовательных учреждениях процесс сопровождения таких детей не только имеет перспективу, но и реализует права детей на образование как необходимое условие для построения позитивного общества, которое обеспечит полноценное участие в общественной жизни и успешную самодостаточность.
Публикация «Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
Для детей дошкольного возраста с патологией речи характерны незначительное отставание в развитии двигательной сферы, замедленная координация движений, торможение, сложность выполнения сложных двигательных программ.
Согласно законодательству, «инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию для всех учащихся с учетом разнообразия образовательных потребностей и особых возможностей».
Индивидуальный и качественный уровень дошкольного образования, это как трамплин для освоения последующих этапов образования, например – начального общего.
Рассмотрим понятия «тьютор» и «тьюторское сопровождение».
Тьюторское сопровождение – это сопровождение обучающегося в его индивидуальном движении, это проектирование и построение с подопечным его образовательной программы, обучение принятию оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Тьютор – это, педагог, наставник который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение ребенком своей индивидуальной образовательной программы.
Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.
Задача тьютора состоит в том, чтобы организовывать обучение ребенка с учетом его интересов и особенностей. Тьютор помогает ребенку заниматься тем, что ему интересно, при этом не отставать в рамках программы.
Наличие в образовательных учреждениях специалистов-тьюторов решит большинство вопросов в организации образовательного процесса с детьми с особыми потребностями. Ведь тьютор в инклюзивном образовании – это специалист, который организует условия для успешного включения ребёнка ОВЗ в образовательную и социальную среду. Тьюторское сопровождение необходимо для корректной организации процесса обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией в условиях инклюзии использует технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Только грамотный подбор данных технологий будет способствовать эффективному исправлению речевых дефектов у детей.
Инклюзивная образовательная среда – это вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможность для эффективного саморазвития. Предполагает решение проблемы образования детей с ОВЗ за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия : перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие. Создание инклюзивной образовательной среды для ребёнка с проблемами в развитии позволит ему развиваться, как личности в условиях любых видов детской деятельности таких как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная и прочих, в полном соответствии с необходимыми интересами возрастных этапов ребенка, укрепления его здоровья и коррекции недостатков речевого развития.
В основе организации инклюзивной среды выступают принципы: раннее включение в инклюзивную среду; коррекционная помощь; индивидуальная направленность; командный способ работы, и освоении социально-педагогического пространства; активность родителей, их ответственность за результаты развития ребёнка; приоритет социализации как процесса и результата инклюзии; развитие позитивных межличностных отношений; одной из системообразующих характеристик эффективной образовательной среды. Правильно организованная инклюзивная среда для детей с ТНР стимулирует развитие не только самостоятельности, инициативности, но и помогает утвердиться в чувстве уверенности, в развитии своих возможностей, образовательных потребностей.
В заключение можно отметить, что введение в образование позиции тьютора в целях реализации идей стандарта, может дополнить позицию воспитателя, поскольку в основе тьюторской деятельности лежит принцип индивидуализации. С педагогической точки зрения тьюторская деятельность рассматривается как успешное включение ребёнка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения, как помощь ребёнку реализовать себя в образовательной деятельности, а главной целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности.