МААМ-картинки

Особенности связной речи детей с интеллектуальными нарушениями

Виктория Гладштейн
Особенности связной речи детей с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Гладштейн Виктория Дмитриевна

Студент, Педагогический Институт Тихоокеанского Государственного Университета

Ларина Елена Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «ТиМПиДО»

Педагогический Институт Тихоокеанского Государственного Университета

В статье рассматриваются вопросы об интеллектуальной недостаточности, особенности нарушения речи у детей с интеллектуальными отклонениями, значимость речи в психическом развитии ребенка. Также приведен анализ значимости связной речи в развитии речевой деятельности ребенка, раскрываются такие формы связной речи, как диалог и монолог, их качество и особенности; обозначены особенности развития связной речи у детей с интеллектуальными отклонениями.

Публикация «Особенности связной речи детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность, нарушения речи, недоразвитие, дети, связная речь, диалог, монолог, психическое развитие.

FEATURES OF COHERENT SPEECH OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The article deals with the issues of intellectual disability, features of speech disorders in children with intellectual disabilities, the importance of speech in the mental development of the child. An analysis of the importance of coherent speech in the development of the child’s speech activity is also given, such forms of coherent speech as dialogue and monologue, their quality and features are revealed; in conclusion, recommendations for parents on the development of coherent speech in children with intellectual disabilities are outlined.

Key words : intellectual disability, speech disorders, underdevelopment, children, coherent speech, dialogue, monologue, mental development.

Значимый момент для системы образования имеет изучение механизмов развития связной речи. Проблема развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью вызывает значительный интерес многих специалистов. Многим детям уже на первом году жизни ставят диагноз «умственная отсталость».

Актуальность: Грамотная и четкая речь ребенка последнее время встречается не часто. Большее значение имеет современные методы, рекомендации решения этой проблемы. Интеллектуальная недостаточность – одно из распространенных нарушений в развитии детей. Одним из значимых компонентов в воспитании и обучении детей является развитие связной речи. Рассмотрев многочисленные исследования в данной области, мы пришли к выводу, что развитие связной речи у детей с умственной отсталостью является важной темой для изучения. Если опираться на статистику, распространение умственной отсталости в России составляет 0,9 – 1% населения страны. Если рассматривать умственную отсталость в зависимости от тяжести дефекта, будет следующее распределение: легкая степень – 85%, умеренная – 10%, тяжелая – примерно 2% [7, с. 7].

Связная речь – форма речевой деятельности, которая имеет смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее взаимное понимание и общение [6]. Коммуникативная функция связной речи осуществляется в процессе монолога и диалога [9]. Связная монологическая речь – наиболее совершенный способ речевого взаимодействия с обществом [8, с. 15]. Ниже в таблице обобщим аспекты форм контекстной речи (см. Таблицу).

Таблица - Формы связной речи

Формы

Определение

Мотивы

Что характерно

Особенности

Качество

Диалог

Общение двух субъектов посредством языка

Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами.

Разговорная лексика, обрывистость, краткость, бессоюзные и простые предложения.

Чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Качество диалога зависит от краткой формы, умении поддержать разговор.

Монолог

Речь одного субъекта обращенная к слушателям

Стимулируется внутренними мотивами, ее языковые средства и содержание выбирает сам говорящий

Характерны литературная лексика, развернутость, логическая завершенность, связность обеспечивается одним говорящим.

Высказывание развернутое, содержит более полную формулировку информации.

Необходима внутренняя подготовка, длительное обдумывание высказывание

Качество монолога зависит от литературного стиля, четкое и внятное выражение мыслей, произведение впечатления на слушателей

Современные ученые, которые занимаются разработкой наиболее актуальных технологий формирования речи детей отмечают, что основными компонентами развития связной речи детей являются : диалогическая речь, творческое познание и саморазвитие. Речевое взаимодействие ребенка с обществом выстраивается с помощью вербальных и невербальных средств (Арушанова А. Г.). Белобрыкина О. А. указывает, что обучение речи нацелено на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Игровое общение есть тот необходимый стержень, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Савушкина Е. В. отмечает значимость образной речи. Это умение ярко, убедительно, и в то же время сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, точным словом, правильно построенным предложением воздействовать на слушателей. Образность предполагает и наличие эмоционально-экспрессивных средств выражения в речи в виде зрительных, слуховых, моторно-двигательных и других представлений [8, с. 27].

Проблемой нарушения связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью занимались такие ученые как Аксенова А. К. Воробьева В. К., Ильина С. Ю. По их мнению, формирую у детей монологическую речь, можно оптимизировать усвоения школьного материала и осуществление контроля над полученной информацией. Методисты указывают, что работа над связной устной речью должна осуществляться на всех уроках русского языка, и наиболее оптимальные условия для этого создаются на уроках развития речи [7, с. 16].

Интеллектуальное нарушение (интеллектуальная недостаточность) – это состояние, вызванное повреждением структуры и функциями головного мозга, и его реакциями на эти повреждения. Проявляется прежде всего в нарушении способностей к познавательной деятельности. Нарушение интеллекта может быть вызвано разными причинами, такими как: наследственные факторы (хромосомные болезни, умственная отсталость у родителей, прием алкогольных и наркотических веществ родителями); внутриутробные пороки развития (интоксикации, токсикозы, травмы, инфекционные заболевания матери во время беременности); патологические факторы во время родов и раннем возрасте (асфиксия и родовая травма, соматические и инфекционные заболевания ребенка, к примеру менингиты и энцефалиты) [3, с. 217].

В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (1994 г.) выделяют 4 степени умственной отсталости:

- Легкая. Характеризуется небольшими отклонениями в развитии, которые позволяют выстраивать отношения с людьми и нормально обучаться. Адаптация в обществе, освоение бытовой деятельности, направление в профессию, которая не задействует интеллект – ко всему этому они способны. Дети с легким нарушением интеллекта не имеют нарушений памяти, мыслительной и речевой деятельности, а также спокойно ориентируются в пространстве.

- Умеренная. Характеризуется довольно выраженными интеллектуальными нарушениями. Довольно плохой ориентир в окружающем мире. Развитие самостоятельности практически невозможно. Если будет подобрана специальная программа, можно обучить их элементарным трудовым навыкам. Произношение и понимание речи нарушено.

- Тяжелая. В интеллекте сильно выражены дефекты. У таких детей специфическая внешность, нестандартное поведение. Они плохо ориентируются во времени и пространстве. Обучение возможно, но только с привлечением нескольких специалистов. Эффект угасает, если долго не заниматься с таким ребенком.

- Глубокая. Характеризуется почти полным отсутствием интеллектуального развития. Есть нарушения в психическом и физическом развитии. Эмоционально-волевая сфера повреждена. Такие дети относятся к категории необучаемых, потому что не способны к элементарным мыслительным операциям [4, с. 2].

Умственная отсталость на протяжении жизни не усиливается в симптомах, но умения, свойственны детям с нормальным интеллектом, складываются позднее или не развиваются совсем.

Речь имеет огромную значимость в психическом развитии ребенка. Именно она улучшает все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, представление и тд. Прежде всего, речь – это средство высказывания, понимания и общения. Чтобы развить речь, у ребенка должно быть желание идти на контакт с окружающими [1]. Умение вступать в беседу и общение с окружающими людьми необходимо для социальной адаптации человека [2]. Дети с нарушенным интеллектом редко проявляют инициативу в ситуации диалога. Это объясняется недоразвитием речи таких детей, бедным социальным опытом, узким кругом интересов и отсутствием мотивов деятельности. Поэтому будут трудности в формировании коммуникативных навыков.

Особенности речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются осложненным патогенезом. Нами выделены следующие особенности речевых проявления таких детей :

Нарушения речи у детей с интеллектуальными отклонениями являются широко распространенными, характеризуются сложностями патогенеза и симптоматики. Речь у детей с интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности :

- Монотонность, отсутствие выразительности и эмоциональных оттенков; также наблюдается ускорение или патологическое замедление речи, не выраженность голосовых проявлений или наоборот, сильные голосовые нагрузки.

- Звуко-слоговые нарушения. Чаще всего наблюдаются нарушения сложных звуков – свистящих, сонорных и шипящих. При легкой форме - смешивание или искажение нескольких звуков, при тяжелой – нарушена артикуляция, отсутствие многих звуков, речь будет непонятна окружающим;

- Часто присутствует нарушение фонематического слуха. Овладение звуковым анализом и синтезом вызывают затруднение, особенно при выделении звука на фоне слова, выделении первого и последнего звука, его количества и места нахождения в слове;

- Бедность словарного запаса, которое выражается в неравномерности активного и пассивного словаря. Он чаще наполнен простыми, бытовыми словами. В речи часто употребляются существительные с конкретным значением, практически не используются обобщающие слова. Также нарушена смысловая сторона речи;

- Недоразвитие грамматической стороны речи выражается в неправильном употреблении падежных форм, предлогов, заменой полной формы слова на краткую. В самостоятельных высказываниях наблюдаются пропуски главных членов предложения. Грамматический строй речи – один из главных компонентов связной речи. При его нарушении связная речь формируется со значительными отклонениями [5].

У ребенка с интеллектуальной недостаточностью отмечается задержка становления речевой деятельности, понимание обращенной к нему речи и в самостоятельном ее использовании [7]. Родители часто обращаются с проблемой самостоятельного высказывания детей, связных предложениях. Ребенок должен не только уметь говорить, но и слушать слова, высказывания других людей. В хорошем случае должно появится понимание того, что ему говорят.

Вследствие стойкого характера нарушения речи умственно отсталых детей логопедическая работа проводится более длительно. Перед началом занятий необходимо понаблюдать за ребенком с нарушением интеллекта, какие именно у него есть способности, рассмотреть слабые стороны. А только потом планировать работу. Если у ребенка замечательные взаимоотношения с родителями, если он готов идти на контакт со специалистом, можно начинать коррекционное воздействие.

Работа логопеда по формированию связной речи начинается с диалога – одной из главных форм взаимодействия с обществом. Развитие диалогической речи происходит вместе с работой над словарем, развитием компонентов предложения. В процессе коррекционной работы главной целью будет формирование у ребенка умения задавать вопросы и понимать вопросы окружающих. При наличии легких интеллектуальных нарушений с включением систематических занятий и положительного воздействия окружающих можно добиться очень хороших результатов.

Таким образом, обучение ребенка с умственной отсталостью связной речи - долгий и старательный путь, в котором должны принимать участие не только профильные специалисты, но и родители, близкое окружение ребенка.

Список использованной литературы:

1 Бухтаярова. Е. Ю. «Программа развития связной речи детей 5-7 лет - авт. -сост. Е. Ю. Бухтоярова. - Волгоград: Учитель, 2012.

2 Ильина С. Ю. «Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием.» - СПб. : Каро, 2006.

3 Макаров И. В. «Клиническая психиатрия детского и подросткового возраста» - СПб. : Наука и Техника, 2013.

4 Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Пер. на русск. яз. под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. - СПб. : «АДИС», 1994.

5. Мнухин С. С. «Хрестоматия по психиатрии детского возраста.» - СПб. : Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008.

6 Мамина И. Н. статья «Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка.», опубл. 31.05.19.

7 «Умственная отсталость у детей и подростков» - ФГБУ СПб. : институт им. Бехтерева В. М., Российское общество психиатров, 2015.

8 О. С. Ушакова. «Развитие речи детей 5- 7 лет - 3 е изд., дополн. / под ред. О. С. Ушаковой. - М. : ТЦ Сфера, 2017.

9 Шутова Г. статья «Монологическая и диалогическая речь: виды устной речи, методы обучения, приемы. Как развивать монологическую и диалогическую речь в школе.», опубл. 01.12.16.

Literature

1 Bukhtayarova E. Yu. "Program for the development of coherent speech of children 5-7 years old." - author-comp. E. Yu. Bukhtayarova.- Volgograd : Teacher, 2012.

2 Ilyina S. Yu. "Formation of textual activity of students with intellectual underdevelopment." - St. Petersburg : Karo, 2006.

3 Makarov I. V. "Clinical psychiatry of children and adolescents" - St. Petersburg : Nauka i Tekhnika, 2013.

4 International classification of diseases (10th revision). Classification of mental and behavioral disorders. Trans. in Russian. yaz. ed. by Yu. L. Nuller, S. Yu. Tsirkin.- St. Petersburg : "ADIS", 1994.

5. The S. S. mnukhin "readings in child psychiatry." - SPb. : Izd-vo R. Aslanova "Yuridicheskiy Tsentr Press", 2008.

6 Mother’s I. N. the article "the Concept of coherent speech and its implications for child development.", publ. 31.05.19.

7 "Mental retardation in children and adolescents" - Federal state budgetary institution of science. Institute. Bekhtereva V. M., Russian Society of Psychiatrists, 2015.

8 O. S. Ushakova. "The development of speech in children 5-7 years old." - 3rd ed., supplement. / ed. by O. S. Ushakova. - Moscow : SC Sphere, 2017.

9 Shutova G. article " Monological and dialogical speech : types of oral speech, teaching methods, techniques. How to develop monological and dialogical speech at school.", publ. 01.12.16.

Сведение об авторе.

Гладштейн Виктория Дмитриевна

Студент Педагогического института Тихоокеанского государственного университета.

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи.«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать»Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности связной речи детей с интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 24 января 2022 в 06:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности связной речи детей с интеллектуальными нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Гладштейн (УИ 2330889) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД