Елена Друзик
Особенности содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Сюжетно-ролевая игра остаётся свойственным типом деятельности детей в течение всего дошкольного детства, пока они растут и развиваются, набираются новыми знаниями и умениями, познают окружающий мир.
Учёные психологи, такие как А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, и педагоги А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко Р. И. Жуковская в своих работах подробно раскрыли особенности сюжетно-ролевой игры. Они пришли к мнению, что основанием сюжетно-ролевой игры служит мнимая или воображаемая ситуация, ребенок принимает на себя роль взрослого и воспроизводит её в основанной им самим игровой обстановке. Например, играя в магазин, изображает продавца, стоящего около кассы имитированного магазина и подаёт «товар».
Публикация «Особенности содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Одна из присущих черт сюжетно – ролевой игры - считается самостоятельность детей. Перед игрой они самостоятельно определяют тему игры, выбирают линии её развития, думают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, какие будут применять предметы заместители, средств воплощения образа и т. д. В игре ребенок воспроизводит свой замысел, свои представления, свое отношение к тому явлению, которое он показывает в игре.
Сюжетно – ролевая игра в старшем дошкольном возрасте становится сложнее, дети могут объединяться в игру, распределять роли между собой, разворачивать сюжет, соблюдать правила игры, подбирать самостоятельно атрибуты для игры и предметы заместители. На содержание детских игр влияют : режимные моменты, различные праздники (День Победы, Новый год и т. д) и развлечения(«Коляда, коляда», «Спортивные ребята» и т. д, чтение художественной литературы(«Серебряное копытце», «Волшебное слово» и т. д, просмотр мультфильмов(«Простоквашино, «Рапунцель» и т. д, виртуальные(«Путешествие в Африку», «Отправляемся в зоопарк) и обычные экскурсии (в музеи, выставки, труд взрослых (прачечная, медицинский кабинет, походы в лес на пикник, на рыбалку и т. д.
У дошкольников значительно увеличен интерес к играм с общественной тематикой (например, «День рождения у мамы», «Поездка к бабушке в деревню»).
Педагогу стоит учесть, что содержание игры дает возможность ребенку понять мотивы и цели труда взрослых, в их взаимоотношения, которые усваиваются через роль и через игровые правила.
Исходя, из этого в старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание:
- на увеличение различных тематик сюжетно – ролевой игры;
- на обогащение содержания тематик;
- на расширение знаний об окружающей жизни.
Разумеется, что не всякая игра развивает нравственно ребенка. Только «хорошая» игра может выполнить такую функцию. Характерной чертой такой игры у дошкольников является :
1. Увлечённость играми, содержание которых отражает характерные общественные события (длительное нахождение в роли, соответствие действий взятой на себя роли взрослого);
2. Содержание целей игры;
3. Разнообразие сюжетов и ролей (потребность реализовать роль взрослого различной профессии);
4. Выражение нравственных чувств: оказание помощи кому-то, восторг от взаимоотношений, радость детей от достигнутых результатов.
Воспитатель играет главную роль в руководстве сюжетно – ролевой игры, она передает детям свой нравственный опыт, знакомит их к социальной жизни взрослых людей, от этого зависит уровень детской игры.
В сюжетно-ролевой игре основным компонентом является сюжет, без него игра не состоится. Сюжеты игр в старшем дошкольном возрасте могут быть различны. Символично их разделяют:
- на бытовые (игры в семью, детский сад);
- производственные, отображающие профессиональный труд людей (игры в поликлинику, супермаркет, салон красоты);
- общественные игры, отражающие социальную жизнь людей (празднование 1 мая, в библиотеку, баню, школу, поездка на море, полёт на луну).
Содержание игры - это, то, что передаётся дошкольником в качестве важного и свойственного компонента деятельности и взаимоотношений между взрослыми и детьми в бытовой, трудовой, общественной деятельности. (Д. Б. Эльконин). В содержание игры отображаются разнообразные уровни освоения ребенка в деятельность взрослых.
Дети старшего дошкольного возраста должны уметь :
- преднамеренно выбирать сюжет игры
- намечать план сюжета
- планировать примерную последовательность действий
- без помощи взрослого распределять роли (хотя и здесь может потребоваться помощь воспитателя)
- в общих чертах представить изображаемые события.
Новые, интересные, насыщенные сюжеты возникают в этом возрасте. В игре сюжеты обновляются за счёт новых впечатлений, ощущений, взятых за пределами детского сада (поход на пикник, на рыбалку, просмотр фильмов и мульфильмов, чтение художественной литературы, поездка в отпуск, посещение музея, концерта и т. п.). В настоящее время дошкольники старшего возраста больше всего любят путешествовать в играх («Путешествие на корабле», «Летим на самолёте в Сочи», «На луне»). Так же в их играх отображается сфера труда взрослых («Охрана банка», «Контролёры в транспорте», «Стюардессы» и другие).
В играх наблюдается обобщение игровых ситуаций. Дети старшего возраста используют в игре : условные и символические действия, речевые комментарии, то есть, словесно заменяют, каких - либо события. Они используются детьми, чтобы не была нарушать логику развертывания содержания игры.
Смысл сюжетно-ролевой игры зависит от роли, которую ребёнок выбирает.
Роль – это средство воплощения сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Каждая роль определяет свои правила поведения, взятые из окружающей жизни, из отношений в мире взрослых. Роль является образцом того, как надо поступать в течение игры. Исходя из этого образца, ребенок определяет поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Дети старшего дошкольного возраста легко соглашаются поиграть в сюжетно-ролевую игру, они находят партнёров по игре, которые им нравятся или между ними есть общие интересы. В предварительный период игры воспитатель корректно налаживает взаимоотношения детей так, чтобы каждый из детей определил свою ведущую позицию, в которой ему будет интересно, более достаточно возникнут его таланты. Дети придумывают, как сделать игру более насыщенной, какие новые роли можно задействовать, другие концентрируют свое внимание на её оснащение.
Ученые Н. Я. Короткова, Н. Я. Михайленко отметили, что в последние годы отмечается недостаточно высокий уровень сформированности игровой деятельности у дошкольников. По их мнению, руководство сюжетно-ролевой игрой – это этап постепенного показа детям от простого к более сложному способу построения игры, он происходит в совместной игре взрослого и детей.
Авторы предложили следующие способы построения игры :