Приложение МААМ

Особенности самооценки детей дошкольного возраста

Главатских Марина Станиславовна
Особенности самооценки детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

Публикация «Особенности самооценки детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают : детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в круг представлений о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешенны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.

Дошкольники с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать, и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый.

Чем более значима для него деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

Развитие самооценки детей дошкольного возраста зависит от многих факторов. Факторы индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии.

В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь завышенная самооценка будет выполнять скорее защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается» : он не слышит травмирующих его критических замечании в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям, стоящим на пороге кризиса 6 – 7 лет. Они уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности – в игре, на спортивных занятиях – они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной.

Считается, что завышенная самооценка дошкольника при наличии попыток анализа себя и своей деятельности несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представлении о себе в процессе деятельности.

Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей.

Проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.

Развитие адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

Обобщая рассмотренные представления о сущности самооценки в зарубежной и отечественной психологии, можно выделить основные направления в определении понимания самооценки. Изучение само-оценки возможно в структуре личности, в структуре самосознания, в структуре деятельности.

Самооценка является одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Старший дошкольный возраст можно считать важным в развитии личности ребенка. У старшего дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка, и возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Становление самооценки происходит на протяжении всей жизни человека. В игре как в ведущей деятельности дошкольника проявляется самооценка, ее особенности.

В старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта.

Как показала диагностика самооценки дошкольников дети дошкольного возраста имели различный уровень самооценки : 35% – завышенный уровень, 30% – высокий, 25% – средний, 20% – заниженный уровень. Считается нормой, если дети этого возраста оценивают себя высоко. Заниженный уровень самооценки говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые – папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.

Для развития адекватной самооценки у детей дошкольного воз-раста нами была составлена программа на основе традиционных и современных принципах, которая носит индивидуально-дифференцированный характер, предполагает не только работу с детьми с заниженной самооценкой, но и со всеми детьми, их родителями, воспитателями и педагогом-психологом.

Проведенная работа дала возможность формулировки ряда конкретных рекомендаций воспитателям, родителям, педагогам, имеющим реальное взаимодействие и общение с детьми.

При анализе результатов прежде всего обращают внимание, на ка-кую ступеньку ребенок себя поставил сам. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые лучшие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе.

Исходя из полученных результатов мы можем сделать вывод о том, что практически у большинства детей в данной выборке (75%) достаточно высокая самооценка и у 25% самооценка адекватная.

Публикации по теме:

«Особенности обучения детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Уважаемые родители! Вы знаете, что в любом дошкольном учреждении осуществляется педагогический процесс. Частью данного процесса является.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста Для большинства мужчин и женщин ребенок – это огромное счастье и смысл жизни. А еще это большая ответственность, о которой нельзя забывать.

Памятка для родителей «Гендерные особенности детей дошкольного возраста» Величие небольших различий (памятка для родителей) • Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. • Не уличайте детей.

Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста» Предварительная работа: 1. Индивидуальные беседы-приглашения родителей. 2. Чтение родителями отрывков из книги Джона Грея «Дети с небес.

Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции По данным мировой статистики, в последние годы число речевых расстройств в детском возрасте растет, в связи с чем актуальность профилактики.

Особенности развития детей дошкольного возраста 1. Особенности развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст охватывает период развития с 3 до 7 лет. В период дошкольного детства.

Особенности связной речи детей дошкольного возраста Особенности связной речи детей дошкольного возраста Подготовила воспитатель: Мусорина Татьяна Петровна воспитатель МБДОУ ЦРР д\с «Сказка».

План по самообразованию «Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию Воспитатель: Шерстнева Ольга Владимировна Образование: высшее Квалификация: высшая квалификационная категория.

Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать Вам одну легенду: Жил мудрец на свете, который знал.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста по сенсорному развитию 3 года. 1. Ребенок может осуществить выбор карточки определенного цвета или определенной формы по образцу. 2. Ребенок знает название 3-4.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности самооценки детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 апреля 2017 в 15:09
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности самооценки детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Главатских Марина Станиславовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД