Татьяна Мусорина
Особенности связной речи детей дошкольного возраста
Особенности связной речи детей дошкольного возраста
Подготовила воспитатель: Мусорина Татьяна Петровна воспитатель МБДОУ ЦРР д\с «Сказка».
Особенности связной речи детей дошкольного возраста
Одна из главных задач речевого развития дошкольников – овладение связной монологической речью. Её успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребёнка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Публикация «Особенности связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольном детстве ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической ре-чью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, не приемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка.
Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. И именно в процессе диалога ребёнок учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания, т. е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.
Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребёнка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге ребёнок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения. Самое главное, что все навыки и умения, которые формировались в процессе диалогической речи, необходимы ребёнку и для развития монологической речи.
Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого вос-питания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. Связанность речи включает развитие умение строить высказывания разных типов: описание, повествование (события в движении и во времени, рассуждение (установление причинно-следственных связей). И прежде всего, развитие связной речи зависит от формирования словарного запаса, работы над смысловой стороной слова, так как понимание детьми значение слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения.
Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких её качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определённой организацией языковых средств. Связность речи может быть сформирована на основе представлений о структуре высказывания и её особенностях в каждом типе текста, а так же о способах внутри текстовой связи.
При обучении детей построению развёрнутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах (средствах) связи между предложениями и структурными частями высказываний. Именно способы связи между предложениями выступают как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания. В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные способы соединения фраз. Самый распространённый из них – цепная связь. Основными средствами этой связи являются местоимения (Прибежал зайчик. Он любит морковку., лексический повтор (Зайчик прыгает. Зайчику холодно., синонимическая замена (Зайчик скачет. Петушок веселится.). Цепная связь делает речь более гибкой и разнообразной, так как, овладевая этим способом, дети учатся избегать повторений одних и тех же слов и конструкций.
В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, умение озаглавить текст.
Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому развитие умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства, смысловой законченности текста в целом.
По способу передачи информации или способу изложения выделяются сле-дующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.
Описание_ это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет или высказывающая отношение к нему.
Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов.
Повествование – это сюжет, развёртывающийся во времени и в логической последовательности. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структура повествования более жёсткая, чем структура описания, так как перестановка элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому структура повествования – начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) – должна быть выражена чётко.
Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине или по серии сюжетных картин. Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.
Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает тезис (начальное предложение, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. Структура рассуждения как описания, не является жё сткой: доказательство выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщённый вывод. Особенно важно развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе высказывания, как рассуждения.
Приведённые типы высказываний могут встречаться в связных текстах дошкольников в смешанном виде, когда элементы описания или рассуждения включаются в повествование и наоборот. Обучение составлению текстов разных типов осуществляются в таких формах работы, как беседы, анализ (оценка) собственного и чужого высказывания, составление плана и рассказ по нему, использование схемы (модели) текста и различные упражнения.
По тому, как ребёнок строит своё высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Итак, высокий уровень развития речи дошкольника включает :
-владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
-развитую культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять)
- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
-умение читать и писать (элементарное владение грамотой и навыками письма)