Елена Гордеева
Конспект занятия «Особенности русской народной и авторской песни»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 364 г. Челябинска»
Особенности русской народной и авторской песни.
Непосредственная образовательная музыкальная деятельность в подготовительной к школе группе (6-7 лет).
Музыкальный руководитель I категории Е. Н. Гордеева
Челябинск, 2
022[/b]
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Особенности русской народной и авторской песни“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Песни. Все материалы на тему песен
- Русские народные песни
- Темочки
Развивать умение различать народную и авторскую музыку. Закреплять знания о народных инструментах. Совершенствовать звуковысотный слух. Воспитывать творческую активность, любовь и интерес к народной музыке. Формировать умение находить певческие интонации, формировать правильную осанку во время исполнения хоровода.
Предварительная работа:
Провести беседу о русских народных традициях, предметах народного быта образцов народного творчества, рассмотреть иллюстрации русской природы.
Оборудование:
Иллюстрации народного быта, крестьянского труда и русской природы на подставках, звукозапись с русской народной музыкой.
Ход деятельности.
Дети входят в зал под русскую народную песню «Калинка» в исполнении
оркестра народных инструментов и образуют круг.
*
Музыкальный руководитель встречает детей.
М. р. - Здравствуйте, ребятушки. Сегодня мы с вами поздороваемся как в старину здоровались в русских деревнях (педагог пропевает приветствие в русском стиле с распевами).
М. р. - Здра- а- ствствуйте, девицы красные.
М. р. - Здра- а- ствствуйте, до-о-брые молодцы.
М. р. - Правда пение необычное, а все потому, что встречаются в русских народных песнях распевы, как слогов так и слов. В слове «здравствуйте мы распели гласную «А», а в слове «Добрые» гласную «О». Распевы отличают русскую народную песню, делают её’более напевной, ласковой. В старину говорили: «Русская песня - душа народа». В ней воспевали красоту природы, песни пелись ласково, нараспев. Много песен написано о труде людей.
Чтобы работалось легче, люди исполняли веселые, задорные песни. А после работы любили водить хороводы, вот послушайте и определите по характкеру музыки, кто первым пойдет. (М. р. исполняет русскую народную песню «Травушка- -муравушка»).
Дети: - Парни, мальчики! Муз. рук: - А как вы догадались?
Дети: - Музыка сначала звучит важно, смело, четко. А для девочек - легко, игриво.
М. р. : - Вот я полюбуюсь как вы по улице пройдетесь: У каждого своя осанка, свой характер. (Дети под музыку идут по кругу).
М. р. : - Хорошо пройтись по деревне. А если еще и русскую народную песню услышишь, то душа запоет. Скажите, какие вы знаете русские народные песни?
Дети:- «Во поле береза стояла», «Во кузнице», «Бай качи, качи».
М. р: - Для того, чтобы красиво спеть нужно разогреть голос.
М. р: - Споем русскую прибаутку «Уточки».
М. р: - А теперь споем русскую народную песню «Во поле береза стояла».
(М. р. следит за выразительностью, слаженностью голосов, правильным дыханием, чистотой интонации). Далее музыкальный руководитель предлагает спеть песню о труде «Во кузнице».
М. р: - Мальчики будут играть на ложках, как будто стучат молоточки, играть будете сильную долю. Девочки исполнять песню, попробуем спеть с запевалами. (М. р. выбирает несколько детей, которые поют начальные слова).
М. р: - Вот мы спели с вами и сыграли на ложках русскую народную песню «Во кузнице». Но я вижу, что всем хочется сыграть в оркестре. Возьмите, инструменты со столика и вместе исполним русскую народную песню «Светит месяц». Начнут играть дети на колокольчиках, бубенцах, затем добавятся дети, у которых в руках - ложки, трещотки, бубны, а в конце сыграем все вместе. (После игры в оркестре, дети убирают инструменты на столик).
М. р: - Мы с вами исполнили русские народные песни, но еще ведь есть песни которые пишут композиторы и авторы, поэтому они называются авторскими. Мы с вами исполним одну песню, которую написал композитор А. Филиппенко и называется она: «По малину в сад пойдем». Становитесь в хоровод, всех вас музыка зовет.
Исполняется песня с движениями.
М. р: - Молодцы, весело и звонко спели песню. Ну, какое же гуляние без игр и забав. На поляну выбегай, игру веселую начинай. (Проводится игра «Плетень»).
М. р. -Вот и наигрались вволю, вы такие веселые и дружные ребята, что мне хочется вам предложить спеть авторскую песню м. р. играет «Песенку- чудесенку» музыка А. Берлин.
Дети исполняют песню «Песенку - чудесенку».
М. р: - А тепрь скажите, что есть в русских народных песнях, и чего нет в авторских?
Дети: - Распевов.
М. р. :- Правильно, на этом наша встреча подходит к концу, попрощаемся в русском народном стиле. М. р. пропевает слово «до свидания» с распевами, дети пропевают также с распевами,
М. р: - Приходите ещё играть, петь хороводы водить.