Любовь Акинина
Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст Способ Особенности Задачи Приёмы
Средняя группа
(4-5 лет) Последовательности предметно – игровых действий. Воспитатель - партнер и помощник в игре.
При сговоре на игру педагог помогает распределить роли и развить новые сюжетные лини в знакомых играх, учит вспоминать самое интересное из своей жизни – вносить в игру.
- при обсуждении содержания игры – репликой, советом, напоминанием актуализирует их личный опыт.
- включается в игру во второстепенной роли; участника, партнера детей в этом творческом процессе.
Публикация «Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников» размещена в разделах
Педагог со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.
Обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером. Приемы косвенного воздействия:
• наблюдения;
• целевые прогулки;
• экскурсии
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• просмотр мультфильмов;
• занятия;
• рассмотрение иллюстраций;
• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;
• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками)
• игры (конструктивные, дидактические, подвижные);
• придумывание историй для планирования игры,
Прямые педагогические приемы:
• ролевое участие в игре;
• участие в сговоре детей;
• показ образца игрового действия;
• предложение готового сюжета игры;
• совет по ходу игры;
• разъяснение;
• беседа о содержании предстоящей игры;
• помощь в распределении ролей;
• подборе игрушек, атрибутов;
• обучение ролевому поведению.
Старшая группа
(5 - 6 лет) • Ролевое поведение. • Педагог учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр;
• объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность;
• включает в игру застенчивых детей, способствует поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. Учить организовывать игры, самостоятельно предлагать несколько сюжетов на выбор, вариативно использовать атрибуты, игрушки, предметы, распределять их между детьми в соответствии с ролями, принимать роли достойных мужчин и женщин. Формировать умение развивать сюжет на основе имеющихся знаний.
- Формировать умение организовывать совместные с другими детьми сюжетно – ролевые игры, договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты, согласовывать собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей; договариваться, обсуждать, планировать действия всех играющих, объединять сюжетные линии в игре, расширять состав ролей. Косвенное руководство
игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игровых материалов и т. п., то есть без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры, вместе с тем, вызывает интерес у них к новой теме игры, обогащает содержание игры. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей.
К прямым приемам руководства относятся : ролевое участие взрослого в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Они дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих.
Подготовительная группа
(6 - 7 лет) Сюжетосложения. Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, педагог должен направлять их внимание на подбор основного игрового оборудования, оказывать помощь в изготовлении недостающей атрибутики, приучать к элементарному планированию игры, самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может давать детям советы, задавать вопросы, привлекая внимание играющих к той или другой стороне игры, и т. д.
Педагог редко берет на себя ту или иную роль.
Игры определяются впечатлениями, которые получают дети в процессе непосредственного общения с окружающим. Все большее место начинает занимать опосредованный
опыт: знания, полученные из книг, рассказов взрослых. Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни). Расширять и обогащать представления детей об окружающей жизни.
Формировать положительные взаимоотношения детей в игре. Развивать творческие способности детей. Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей жизни, то есть без непосредственного вмешательства в игру. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей.
К прямым приемам руководства относятся : ролевое участие взрослого в игре, участие в сговоре детей, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.