МААМ-картинки

Особенности речевого развития детей с применением интеллектуальных карт

Людмила Колпакова
Особенности речевого развития детей с применением интеллектуальных карт
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности речевого развития детей с применением интеллектуальных карт

Колпакова Людмила Алексеевна.

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Колосок» (Саратов)

Аннотация: В статье дается описание и обоснование применения новых логопедических технологий – интеллектуальных карт. Она может быть интересна всем, кто занимается воспитанием и обучением детей : воспитателям, учителям-логопедам и может использоваться как рекомендации по применению новых логопедических технологий при развитии у детей лексики, обучении грамотно строить предложения и монологическое высказывание.

Публикация «Особенности речевого развития детей с применением интеллектуальных карт» размещена в разделах

Ключевые слова: интеллектуальные карты, ключевое слово, план высказывания.

Все дети-гении, а задача педагогов лишь создать оптимальные условия для их развития. Секрет гармоничного развития достаточно прост и заключается в том, что бы сделать среду ребёнка максимально разнообразной, обеспечить ему переживания для всех органов чувств.

Дошкольник в большей степени способен к восприятию правополушарной информации, но тем не менее, упор в образовании долгое время делался на левое полушарие.

Сейчас, когда абсолютно точно доказано, что полноценная работа правого полушария чрезвычайно важна для становления и развития творческой личности, ситуация изменилась.

Одним из таких эффективных методов творческого развития ребёнка является использование интеллектуальных карт.

Интеллектуальные карты развивают функции мозга, которые принято называть «правополушарными».

Интеллект- карты-это уникальный и простой метод запоминания информации. Эти карты заставляют человека использовать оба полушария. Информация, представленная в виде разноцветных рисунков, оказывается удобно представленной для восприятия правым полушарием. Связи между ними заставляют работать левое полушарие. Интеллектуальные карты включают в работу те ресурсы головного мозга, которые до этого были не востребованы, одновременно с этим развивая все способности мозга.

При построении карты идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет как бы взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, что позволяет реализовать принцип движение от общего к деталям.

Карты можно легко и быстро повторять. Правильно организованное повторение позволяет очень легко и прочно укрепить материал в своей памяти. Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать.

В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии «ветви», каждая из которых, выделяется под определённый рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определённое ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их наименования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном, на образы, пространственные структуры). Стрелочками разного цвета показываются связи между различными идеями.

Советы по составлению интеллектуальных карт.

• В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).

• Для каждого ключевого момента проводится расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.

• Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.

• Добавляется символы и иллюстрации.

• Писать надо разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ (печатными) буквами.

• Важные идеи записываются более крупным шрифтом.

• Подчёркиваются слова и используются жирные буквы.

• Для выделения определённых элементов или идей используются линии произвольной формы.

• При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.

Известно, что большое значение для развития связной речи у детей с речевыми нарушениями имеет мотивация, т. е. желание высказаться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребёнка словаря, внутреннего плана высказывания и желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве, и задача педагога- чувствовать речевую готовность к устному высказыванию у каждого ребёнка.

Если у ребёнка есть словарь, но нет образа в голове, мыслей, о чём и как говорить, логопед вынужден будет постоянно побуждать, стимулировать его наводящими вопросами, так как нет мотива к устному высказыванию.

Если у ребёнка есть мотивация. Но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, выскакивать к доске и уже после нескольких слов начнёт молчаливо ждать помощи от взрослого.

В результате обозначился такой порядок работы с применением интеллектуальных карт.

1. Выделение основных ключевых понятий по теме.

2. Называние картинок, изображённых на карте.

3. Составление предложений по каждой ветке дерева.

4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

Таким образом, применение карт памяти в процессе обучения на лексико-грамматических занятиях в целом способствует речевому развитию ребёнка. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок развивается, он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Список используемых источников:

1. Акименко В. А. Развивающие лексико-грамматические занятия Феникс. 2010г.

2. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М. АРКТИ 2002г.

3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи) : пособие для логопедов М. 1991г.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Игры и задания для развития интеллектуальных способностей Игры и задания для развития интеллектуальных способностей 1. Знакомство со свойствами предметов: А) Загадки (можно выбрать определенную.

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии»Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень. В современном мире информация быстро устаревает, и этот.

Оснащение центра речевого развития детей в первой младшей группеОснащение центра речевого развития детей в первой младшей группе Оснащение центра речевого развития детей в первой младшей группе. Цель: Насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие.

Родительское собрание «Почемучки. Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей» Родительское собрание на тему: «Почемучки». Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей. Круглый стол для родителей детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности речевого развития детей с применением интеллектуальных карт
Опубликовано: 17 января 2021 в 19:19
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности речевого развития детей с применением интеллектуальных карт» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Колпакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД