Людмила Колпакова
Особенности речевого развития детей с применением интеллектуальных карт
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности речевого развития детей с применением интеллектуальных карт
Колпакова Людмила Алексеевна.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Колосок» (Саратов)
Аннотация: В статье дается описание и обоснование применения новых логопедических технологий – интеллектуальных карт. Она может быть интересна всем, кто занимается воспитанием и обучением детей : воспитателям, учителям-логопедам и может использоваться как рекомендации по применению новых логопедических технологий при развитии у детей лексики, обучении грамотно строить предложения и монологическое высказывание.
Публикация «Особенности речевого развития детей с применением интеллектуальных карт» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова: интеллектуальные карты, ключевое слово, план высказывания.
Все дети-гении, а задача педагогов лишь создать оптимальные условия для их развития. Секрет гармоничного развития достаточно прост и заключается в том, что бы сделать среду ребёнка максимально разнообразной, обеспечить ему переживания для всех органов чувств.
Дошкольник в большей степени способен к восприятию правополушарной информации, но тем не менее, упор в образовании долгое время делался на левое полушарие.
Сейчас, когда абсолютно точно доказано, что полноценная работа правого полушария чрезвычайно важна для становления и развития творческой личности, ситуация изменилась.
Одним из таких эффективных методов творческого развития ребёнка является использование интеллектуальных карт.
Интеллектуальные карты развивают функции мозга, которые принято называть «правополушарными».
Интеллект- карты-это уникальный и простой метод запоминания информации. Эти карты заставляют человека использовать оба полушария. Информация, представленная в виде разноцветных рисунков, оказывается удобно представленной для восприятия правым полушарием. Связи между ними заставляют работать левое полушарие. Интеллектуальные карты включают в работу те ресурсы головного мозга, которые до этого были не востребованы, одновременно с этим развивая все способности мозга.
При построении карты идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет как бы взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, что позволяет реализовать принцип движение от общего к деталям.
Карты можно легко и быстро повторять. Правильно организованное повторение позволяет очень легко и прочно укрепить материал в своей памяти. Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать.
В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии «ветви», каждая из которых, выделяется под определённый рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определённое ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их наименования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.
Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном, на образы, пространственные структуры). Стрелочками разного цвета показываются связи между различными идеями.
Советы по составлению интеллектуальных карт.
• В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).
• Для каждого ключевого момента проводится расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.
• Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.
• Добавляется символы и иллюстрации.
• Писать надо разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ (печатными) буквами.
• Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
• Подчёркиваются слова и используются жирные буквы.
• Для выделения определённых элементов или идей используются линии произвольной формы.
• При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.
Известно, что большое значение для развития связной речи у детей с речевыми нарушениями имеет мотивация, т. е. желание высказаться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребёнка словаря, внутреннего плана высказывания и желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве, и задача педагога- чувствовать речевую готовность к устному высказыванию у каждого ребёнка.
Если у ребёнка есть словарь, но нет образа в голове, мыслей, о чём и как говорить, логопед вынужден будет постоянно побуждать, стимулировать его наводящими вопросами, так как нет мотива к устному высказыванию.
Если у ребёнка есть мотивация. Но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, выскакивать к доске и уже после нескольких слов начнёт молчаливо ждать помощи от взрослого.
В результате обозначился такой порядок работы с применением интеллектуальных карт.
1. Выделение основных ключевых понятий по теме.
2. Называние картинок, изображённых на карте.
3. Составление предложений по каждой ветке дерева.
4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.
Таким образом, применение карт памяти в процессе обучения на лексико-грамматических занятиях в целом способствует речевому развитию ребёнка. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок развивается, он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
Список используемых источников:
1. Акименко В. А. Развивающие лексико-грамматические занятия Феникс. 2010г.
2. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М. АРКТИ 2002г.
3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи) : пособие для логопедов М. 1991г.