Ирина Карабчукова
Особенности речевого развития детей предшкольного возраста с логонарушениями (рекомендации для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности речевого развития детей предшкольного возраста с логонарушениями (рекомендации для родителей)
• Дети затрудняются употреблять в речи обобщающие слова.
• Дети затрудняются объединить предложенные картинки по группам;
• Не справляются с заданием на подбор слов антонимов и эпитетов к предметам.
Например:
• Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета («рукав» - «рубашка»,
• название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам («подшивает» - «шьёт»);
• название предмета заменяется названием действий («тётя продаёт яблоки» -вместо «продавец»,
Публикация «Особенности речевого развития детей предшкольного возраста с логонарушениями (рекомендации для родителей)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• замена видовых понятий родовыми и наоборот («ромашка» - «роза», «колокольчик» - «цветок»).
• Часто они не знают названий оттенков цветов:
• «оранжевый», «серый», «голубой».
• Плохо различают форму предметов: «круглый», «овальный», «квадратный», «треугольный».
• В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда, цветы.
• Редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы (характеризуют величину предмета, используют только понятие: «большой -маленький», которыми заменяют слова: «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий»).
• Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов некоторых прилагательных («мехная шапка», «глинный кувшин»).
Рекомендации логопеда:
Развитие речевого аппарата
• Постановка правильного дыхания.
• Навыки правильного дыхания пригодятся детям в последующей работе.
• Выразительно читая стихи и другие тексты, они смогут произносить прочитанное не в быстром темпе, а спокойно, соблюдая паузы в нужном месте.
•
Вот несколько примеров выработки необходимых навыков правильного (выразительного) чтения:
• - выдыхаем резко, чтобы «задуть свечу»;
• - выдыхаем продолжительно, «надуваем воздушный шарик»;
• - чья бумажная снежинка дальше пролетит по воздуху?
• - чья бумажная рыбка дальше проплывет по столу?
Игры со словами
- назвать слова близкие (противоположные) по смыслу;
- из числа предложенных вниманию слов найти лишнее (например, «лиса, медведь, собака, волк», сказать об их сходстве и различии, четко обосновать свое мнение;
- назвать слово, расположить буквы в алфавитном порядке;
- назвать новое слово, поменяв порядок слогов, букв (например, «гила – игла»);
- объяснить значение слов, поменяв в одном из них букву (например, «бочка – точка»);
- изменить в предложенных словах ударение, сказать, как при этом изменилось значение слова (например, «замок, стрелки»).
1)
Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках:
Лучше нас лесных… (ежей) нет на свете … (сторожей).
Тишина царит в дремучем…
2) «Найди ошибку»:
Зимой в саду расцвели яблони.
В полу лежит красивый ковер.
3) Составление предложений по разным моделям:
Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко).
4) Распространение предложения:
Ярко светит солнце.
На небе ярко светит солнце.
На небе ярко светит весеннее солнце.
На небе ярко светит и играет весеннее солнце.
5) Изменение порядка слов:
На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.
6) Восстановление неправильного (деформированного) предложения:
лесу, роет, в, лиса, нору
7) Составление предложения по аналогии:
Песок сыплют, а воду…
8) Составление ответа на вопрос:
Кто летает? Кто пишет стихи?
9) Добавление вспомогательных предложений:
Мы завтра пойдем в лес, если…
10) «Объясни»:
Собака идет на кухню. Она выпивает молоко у кошки. Кошка недовольна.
(Почему недовольна кошка)
11) Согласование существительных и местоимений:
• «Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга).
Согласование глаголов и существительных:
Река ___… (шумела)
Море … (шумело) лес (шумел)
Листья (шумели)
12) Изменение порядка слов в предложении.
«Маленькие дети вошли в сказочный лес».
Прочти предложение в таком порядке слов: 2,3,4,6 или 3,4,5,6,1,2.
Рекомендации подготовила учитель-логопед Карабчукова Ирина Викторовна