Людмила тарасова
Особенности реализации вариативной части основной образовательной программы
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение новых нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ, обусловило значительные перемены в организации образовательной работы современного детского сада, в частности в организации самостоятельной деятельности учреждения по реализации основной общеобразовательной программы (ООП). Вариативная часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает вариативность современного дошкольного образования, и отражает:
Публикация «Особенности реализации вариативной части основной образовательной программы» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
- приоритетные направления деятельности детского сада, обеспечивающие развитие интегративных качеств дошкольников и равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей в общеобразовательных учреждениях;
- особенности проведения санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур в конкретном детском саду с учетом условий, которыми располагает учреждение;
- особенности физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей конкретной группы с учетом их интересов, желаний, потребностей и способностей, а также запросов родительской общественности;
- специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс ДОУ
При составлении учебного плана ДОУ необходимо ориентироваться на основные принципы Программы. Объем учебной нагрузки в течение недели определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. В данной статье отражаются особенности реализации вариативной части ООП в МБДОУ «Макушинский детский сад «Теремок».
Результаты освоения ООП, представленные в Стандарте в виде целевых ориентиров, достигаются, прежде всего, через организацию ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в ДОУ - кружковой, студийной, секционной работы в возрастных группах (младших, средних, старших, подготовительных). Деятельность любого кружка, секции, студии регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:
- Уставом ДОУ,
- Образовательной программой ДОУ,
- положением о дополнительном образовании,
- рабочей программой педагога – руководителя кружка, секции, студии на текущий год,
- списком детей,
- расписанием занятий,
- материалами контроля качества (результативностью) работы кружка.
Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц во второй половине дня. Важно учесть, что организация дополнительного образования предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому, помимо подбора интересного содержания, педагоги осуществляют ряд конкретных условий:
- организацию рабочего пространства;
- возможность детей заниматься по своим силам и интересам;
- игровой характер подачи любого материала.
- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада.
Деятельность руководителей кружков, секций, студий направлена на разных участников образовательных отношений. Педагоги организуют свою деятельность с учетом адресатов посредством следующих форм:
- с детьми: фронтальные занятия (групповые, экскурсии, мини-походы, тематические прогулки, развлечения, досуги, участие в различного уровня конкурсах, соревнованиях, оформление выставок, отчетные концерты;
- с педагогами: консультации, мастер-классы, семинары;
-с родителями: консультации, мастер-классы, выступления на родительских собраниях, информации через тематические стенды, на сайте организации.
В ДОУ функционируют кружки по всем пяти направлениям развития детей:
- художественно-эстетическое развитие: студия «Радость» - ОО «Музыка»; кружок «Умелые ручки»- ОО «Художественное творчество»; кружок «Лего-конструирование» -конструктивная деятельность
- физическое развитие и здоровье: кружок «Фитбол-гимнастика», секция «Юный атлет», факультатив «Пешечка»;
- познавательное развитие: кружок «Развивайка».
Реализация 2 части Программы ДОУ усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности организации. Результаты работы по дополнительному образованию оцениваются на педагогических советах в конце года. Формой отчета о результатах дополнительного образования дошкольников служат также отчетные концерты для педагогов ДОУ и родителей воспитанников, выставки творческих работ. Воспитатели – руководители кружков обобщают и представляют свой опыт работы в виде мастер–классов на институциональном уровне. Педагогами накоплен богатый опыт работы в этом направлении, с которым они делятся с коллегами района. В 2017году был обобщен и представлен опыт работы по художественно-эстетическому направлению студии «Радость» и «Умелые ручки», а, также, физическому развитию – «Фитбол-гимнастика» на педагогических районных чтениях.
Дополнительное образование предоставляет возможность педагогу выявить и поддержать детей, способных к творческой деятельности, полнее использовать потенциал дошкольного образования за счет углубления, расширения и практического применения приобретенных знаний, Дополнительное образование, которое получают дети в нашем ДОУ, приносит им не только дополнительную радость, но и дополнительное развитие.
Вариативная часть ООП содержит также региональный компонент, реализация которого воплощается в инновационном педагогическом проекте по краеведению «Макушино – край Зауральский». Формулировка целей и задач проекта определяется регламентируемыми направлениями развития дошкольников и опирается на целевые ориентиры:
- социально-коммуникативное развитие связано с формированием у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе знания об исторических и природных особенностях родного края, а также с приобретением способности использовать знания о родном крае в игровой деятельности;
- познавательное развитие связано с формированием представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой, с формированием основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
- речевое развитие происходит при первичном восприятии диалектной речи через знакомство с культурой Зауралья;
- художественно-эстетическое развитие заключается в приобщении детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитании любви к родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиционных для народов Зауралья;
- физическое развитие связано с развитием эмоциональной свободы, физической выносливости, смекалки, ловкости через традиционные игры и забавы Уральского региона.
В ДОУ созданы и создаются условия, необходимые для реализации задач патриотического воспитания детей, прежде всего, это работа с кадрами. Начиная работу по реализации регионального компонента, педагоги должны знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, а самое главное - быть патриотами своей родины. С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов в ДОУ проводятся: мастер-классы, тренинги, педсоветы, консультации, дискуссионные клубы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада. Педагогами, в рамках недели педагогического мастерства, в соответствии с тематикой «Региональный компонент», были разработаны и реализованы детско-взрослые мини-проекты («О тех, кто живет в лесу» (старшая группа, «Голубое царство» (подготовительная группа). Материал для презентаций собирали, обобщали совместно с детьми и родителями. Каждый педагог поделился опытом работы с коллегами ДОУ через организованную образовательную деятельность с детьми. Педагоги участвуют во всероссийских конкурсах с публикацией методических разработок и представлением опыта работы, делятся опытом с коллегами района, так в 2017году на районном методическом объединении воспитатели представили свой опыт с презентациями по ранней социализации и профориентации детей дошкольного возраста.
Еще одним условием реализации регионального компонента вариативной части ООП является планирование деятельности в рамках проекта. Рабочей группой составлен перспективный план работы по проекту для каждого возраста детей с учетом темы недели комплексно-тематического плана, в котором прослеживается организация работы с детьми в разных видах деятельности. Так, педагогами разработаны педагогические проекты по патриотическому воспитанию детей, например: «Дом, в котором я живу», «Моя улица» и др.
Реализация регионального компонента предполагает создание особой образовательной среды. Так, в группах ДОУ созданы следующие условия для реализации проекта :
- мини-музей народных промыслов Зауралья в подготовительной «Б» группе -«Макушино – край Зауральский»;
- «Русская изба» с предметами старинного быта, с помощью которых дети могут участвовать в сюжетно-ролевых играх - в старших группах;
– мини-экспозиции в средних группах («Сельское подворье», «Комната» и др.)
В книжных уголках имеется подборка детской художественной литературы по данной тематике, соответствующей возрасту детей, например: В. П. Федотова «У кота –баюна» - краеведческое фольклорное издание; Л. Куликов «Сказка детства» - составитель В. И. Филимонов ; «Герман Травников» книга о художнике, написанная друзьями и иллюстрированная им самим и др.
В групповых патриотических уголках тематический материал «Семья», «Мой город» и т. д. оформлен в виде альбомов, папок, лепбуков. Учитывая ведущую деятельность детей, воспитатели широко используют различные виды игр. В игровых уголках имеется вся необходимая для организации игровой деятельности атрибутика к дидактическим, настольно-печатным, сюжетно-ролевым и т. д. играм, с помощью которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Каждая группа располагает богатым материалом по ознакомлению дошкольников с городом Макушино и его достопримечательностями, людьми, которые его прославили, с настоящим и прошлым, например, активно используются видеофильмы о Макушино; о животном и растительном мире, презентации, созданные воспитателями («Знаменитые люди земли Курганской», «Птицы в городе», «О тех, кто живет в лесу и др).
Педагоги ДОУ, планируя деятельность с детьми, активно используют интегрированный подход, т. е. объединяют несколько видов деятельности, что, в свою очередь, соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким. Например, воспитатель подготовительной группы, работая над темой по самообразованию : «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста», совершает с детьми целевые прогулки на предприятия города. Социализируясь, дети получают не только знания, но и обогащают активный словарь, а полученными впечатлениями делятся в рисунках, сюжетно-ролевых, строительных играх, устраивают концерты, разыгрывают спектакли.
Педагоги, «черпая» материал о настоящем и прошлым района из различных источников (социальной сети интернета «Одноклассники» группа «Патриоты Макушино», печатные издания, материалы районного музея, домашние архивы и т. д., активно используют его в образовательной деятельности. Так, совершив с детьми старшей группы ряд экскурсий по ознакомлению с архитектурой города, воспитатели провели открытое занятие в форме КВН с участием родителей. Дети узнавали на фотографиях и рассказывали истории старинных и современных зданий, играли в игры народов Урала, читали стихи местных поэтов. Родители были приятно удивлены знаниями детей о городе.
Интегрированное построение НОД даёт детям возможность свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от них активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированной НОД.
Используя информационно-коммуникативные технологии в части занятий художественно-эстетического, познавательного направления, воспитатели знакомят детей с достопримечательностями района, знаменитыми людьми региона, животным и растительным миром, культурой и фольклором Зауралья (закличками, приговорками, считалками, загадками и т. д.). Фольклор не только развивает устную речь детей, но и позволяет обучать их нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями
В организации режимных моментов активно используются мультимедийные ресурсы, а именно, в просмотре и слушание аудиозаписей народных танцевальных мелодий, фольклора Зауралья.
Начиная со старшей группы, дети посещают районный краеведческий музей, где узнают много о прошлом, быте и предметах быта родного народа.
Воспитатели стимулируют любознательность детей и побуждают их к самостоятельному поиску информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию, фотографии своих родных и др.).
Создаются условия для развития творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования и ручного труда, что, в свою очередь мотивирует воспитанников на создание мини-музеев, связанных с образами родного города (фотографии, изображения природы, зданий, знаменитых земляков, народных промыслов).
Педагоги организуют участие детей в жизни родного города: в его традициях, праздниках, акциях, например, делают открытки для ветеранов, участвуют в городском празднике Масленицы, Дне города и др.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является взаимодействие с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении эта работа проводится в тесном взаимодействии с родителями. Помимо проведения родительских собраний, индивидуальных консультаций и бесед, являющихся традиционными и обязательными формами работы с родителями, педагогами используются информационно-просветительские формы взаимодействия. В групповых приемных комнатах воспитатели размещают рекомендации по воспитанию нравственно-патриотических качеств у дошкольников через чтение художественной литературуы, общение с природой края, посещения музея, просмотров фильмов.
Педагоги проводят ОД в рамках Дней открытых дверей. Обычно, такие занятия предполагают непосредственное участие родителей, на которых они могут проверить свои знания об истории края, знаменитых людях, флоре, фауне и т. д.
Совместно с родителями отмечаются общественные и народные праздники: День матери, Международный женский день, День семьи, День России, «Осенняя Ярмарка» и другие.
На сайте «Одноклассники» в страничке «Теремок» знакомим родителей с жизнью детей в детском саду через фотоматериалы (мини-походы, экскурсии по городу, в музей и др). В результате происходит повышение уровня родительской активности в деятельности ДОУ: родители принимают участие в составлении семейных альбомов, газет, во всех развлекательных и спортивных мероприятиях.
Реализация регионального компонента вариативной части ООП невозможна без организации эффективного взаимодействия ДОУ с социумом. С целью выполнения этого условия, Макушинским ДОУ заключены двухсторонние договора с организациями города; районной библиотекой, краеведческим музеем, ПЧ-30, школой и др. организациями. В результате социального партнерства воспитателям детских садов удается в полной мере выполнять социальный заказ – формировать гармонически развитую личность, любящую свой край, уважительно относящуюся к обычаям и традициям своих земляков.
В реализации задач проекта большая роль отведена рабочей группе, члены которой принимают активное участие в руководстве образовательными проектами, консультировании педагогов, разработке перспективных планов по патриотическому воспитанию для каждой возрастной категории детей, посещающих ДОУ. Рабочей группой разработан план «Система саморазвития педагогов в вопросах воспитания любви к малой родине».
Организация и проведение «Недели педагогического мастерства» по теме: «Патриотическое воспитание детей» позволило педагогам сделать вывод, что благодаря реализации регионального компонента, дети получают возможность беспрепятственно включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в нашем регионе. Знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими и национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развивать духовные потребности, воспитывать чувство привязанности к своей малой родине.
Построенная таким образом работа в нашем учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, достопримечательностях, истории и традициях, людях, которые основали и прославили его. В целом это положит основу формирования ребенка как гражданина своего города, своей страны, настоящего патриота.
Проанализировав, полученные за два года реализации проекта результаты, через беседы с детьми, можно сделать выводы:
дети младшего возраста знают названия улиц, на которых живут, свой детский сад, название группы; называют по имени, отчеству всех педагогов; называют родителей по имени и отчеству, где и кем работают; знают некоторых животных края, деревья и кустарники.
Дети среднего возраста рассказывают о семье, семейном быте, о событиях в городе; участвуют в наблюдениях за животными, оказывая посильную помощь по уходу за ними.
Старшие дети знают символику города, области; знают названия и историю некоторых улиц города; имеют представления о жизни и быте людей, проживающих в городе; узнают на фотографиях здания города; знают и узнают на фотографиях некоторых птиц, животных, обитающих в регионе;
Имеют представления о праздниках, народных традициях и т. д.
Таким образом, реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе, способствует достижению целевых ориентиров ФГОС.
В результате созданных и создаваемых конкретных условий в ДОУ, описанных в статье, обновляется содержание образовательной деятельности в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р. С. Буре – М. :Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с. 1.
2. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
2. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ». Управление ДОУ 2006 № 8
5. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
8. Н. Н. Леонова «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников». Изд. «Учитель» Волгоград 2015.
12. А. Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Методическое пособие /«Детство-пресс» Санкт-Петербург 2015.
14. Материалы социальных сетей интернета:
Социальная сеть работников образования (https://nsportal.ru/);