Татьяна Воронкова
Особенности реализации принципа наглядности при воспитании культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация. Особенности реализации принципа наглядности при воспитании культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст объединяет детей третьего и четвертого года жизни. Это период детства начинается с кризиса трех лет, что значительно усложняет проведение как обучающих занятий, так и организованных коллективных развивающих игровых занятий с детьми данного возраста, процесс их воспитания. Младшие дошкольники проявляют свою самостоятельность, отказываясь слушать взрослого, выполнять задания. У детей младшего дошкольного возраста начинает формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность, они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребенок познает различие между «хочу» и «должен». Если кризис протекает вяло, это может свидетельствовать о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные.
Публикация «Особенности реализации принципа наглядности при воспитании культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Средняя группа
- Темочки
К концу раннего детства интересы ребенка смещаются к миру взрослых людей, «общественных взрослых». Возникает новое отношение к взрослому. Теперь он выступает как олицетворение социальных ролей («мамы вообще», папы, водителя автобуса, врача, милиционера, как носитель образцов действий и социальных отношений (руководства и подчинения, заботы и агрессии).
С. Г. Якобсон отмечает, что «несмотря на то, что дети трех лет рассчитывают не поддержку и помощь со стороны взрослых, они отстаивают свою независимость от других. Они чувствуют себя вполне самостоятельными и компетентными, в то же время понимают свою зависимость от взрослых. Их внутренний мир наполнен противоречивыми чувствами уверенности и сомнения, самоуважения и смущения, страха и всемогущества, враждебности и сильной любви, гнева и мягкости, инициативы и пассивности. Дети борются за самостоятельность и уважение к себе, но в то же время ожидают, что взрослый будет их направлять и поддерживать» [39, с. 43].
Трехлетний ребенок – неутомимый деятель. Он постоянно готов что-то строить, с удовольствием будет заниматься любым продуктивным трудом – клеить, лепить, рисовать. В то же время, как отмечает С. Г. Якобсон, «ребенок трех лет еще не готов выслушивать долгие рассказы о чем-то, что не может непосредственно воспринимать. Он активно исследует и познает то, с чем может практически что-то делать. Его способность наблюдать, делать простейшие выводы стала более совершенной» [39, с. 46].
К трем годам ребенок становится более критичным и более реально оценивает их. Он уже может оценить, что у него получилось, и сопоставить результат с образом цели, который теперь становится у него более ясным. Появляется стремление к более совершенному результату. Поэтому ребенок уже может огорчаться, если у него не получается задуманное. Следует показывать детям способы, как улучшить их работу.
Источник развития и расширения кругозора и представлений ребенка о мире – непосредственные наблюдения. Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным: нужно планировать экскурсии по детскому саду и выходы с детьми за его пределы; учитывать реальные познавательные интересы детей группы.
В младшем дошкольном возрасте происходит активизация развития познавательной сферы ребенка. Л. С. Выготский считает, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно-образное мышление. Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание [10, с. 117].
Ребенок младшего дошкольного возраста переходит к использованию внешних вспомогательных средств. По мнению И. В. Шаповаленко, «основные средства, которыми овладевает ребенок, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Основной путь развития младшего дошкольника – обобщение собственного чувственного опыта, т. е. эмпирическое обобщение» [36, с. 211].
Дети младшего дошкольного возраста проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла. Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер.
С 3 – 4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
У младших дошкольников ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль, по мнению М. И. Лисиной, приобретает «взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш «получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности» [20, с. 52]
На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом.
По утверждению С. А. Козловой, в младшем дошкольном возрасте «открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию» [15, с. 56].
Культура поведения от взрослых к детям передается и воспитывается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения.
Воспитание культуры поведения у младших дошкольников имеет свои особенности. Дети младшего дошкольного возраста учатся различать задачи по степени их трудности. Затем, когда эта цель достигнута, они начинают судить о своих возможностях. Дети младшего дошкольного возраста еще не вполне способны оценить итог своей деятельности и поведения как успех или неудачу. Но в силу очень развитых эмоциональных реакций дети данной возрастной категории способны усваивать правила поведения среди людей.
Для поведения детей младшего дошкольного возраста еще не наступил период, когда оно выходит за рамки познавательной саморегуляции и переносится на управление социальными действиями и поступками. Нравственные нормы поведения для ребенка младшего дошкольного возраста еще непривычны, не приобрели устойчивости, имеют ситуативный характер. Поэтому воспитание культуры поведения младших дошкольников представляет собой значимую психолого-педагогическую задачу.
И. П. Подласый отмечает, что «в своем развитии воспитательный процесс формирования культуры поведения у младших дошкольников проходит определенные этапы» [26, с. 247]. Первый этап процесса воспитания, подчеркивает И. П. Подласый, – «осознание детьми младшего дошкольного возраста требуемых норм и правил культурного поведения; без этого формирование культуры поведения у ребенка младшего дошкольного возраста не может быть успешным» [26, с. 247].
И. В. Шаповаленко отмечает, что в младшем дошкольном возрасте происходит «сознательное выделение правила культурного поведения и на основании этого вырабатывается дифференцированное отношение к своему поведению и поведению товарищей; правило уже воспринимается детьми в обобщенном виде» [36, с. 225].
Выполнение правил культурного поведения ассоциируется у ребенка младшего дошкольного возраста с положительными эмоциональными состояниями, и благодаря этому, нравственные правила начинают восприниматься как положительные сами по себе. Постепенно стремление следовать им выступает для ребенка младшего дошкольного возраста в виде обобщенной категории «надо».
По мнению Г. П. Лаврентьевой, «в этом внутреннем побуждении в зачаточной форме представлено чувство долга, которое потом, в более развитом и осознанном виде становится основным мотивом нравственного поведения» [18, с. 7].
По утверждению Р. С. Немова, в младшем дошкольном возрасте, «в процессе воспитания, проводимого на речевой основе, происходит усвоение элементарных нравственных норм, форм и правил культурного поведения. Будучи усвоенными и став характерными чертами личности ребенка, эти нормы и правила начинают управлять его поведением, превращая действия в произвольные и нравственно регулируемые поступки» [23, с. 204].
Со слов Л. Р. Болотиной, у детей младшего дошкольного возраста «продолжают формироваться основы культуры поведения : детей учат вежливо, приветливо здороваться и прощаться, обращаться с вопросами, просьбами, учат предлагать помощь, уступать место и т. д. В этом процессе большое значение имеет пример взрослых, единство позиции учителей и родителей» [6, с. 66].
С. А. Яковлев замечает, что «представления о доброжелательном и культурном поведении в младшем дошкольном возрасте закрепляются, усложняются и постепенно расширяются» [40, с. 23].
По мнению Р. С. Немова, в младшем дошкольном возрасте «детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям младшего дошкольного возраста дается с большим трудом» [23, с. 194].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Процесс воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста опирается на активность развития познавательных процессов, пример взрослого, эмоциональную восприимчивость, внушаемость и подражательность. В младшем дошкольном возрасте ребенок легко и надолго запоминает правила культурного поведения; в большей мере это усвоение происходит посредством его общения со взрослым и сверстниками, в игровой деятельности, в ходе наглядных примеров.