Елена Полякова
Особенности реализации комплексно-тематического планирования в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
Планирование педагогической деятельности - одна из основ правильной организации жизни детей в детском саду. Оно помогает выстраивать стратегию и тактику образовательного процесса и основывается на анализе достигнутых успехов всей группы и каждого ребенка.
Публикация «Особенности реализации комплексно-тематического планирования в образовательной деятельности» размещена в разделах
Введение в действие федерального образовательного стандарта дошкольного образования ориентирует дошкольные образовательные организации на построение образовательного процесса в новом формате, что вызывает множество вопросов у педагогов ДОО. Как организовать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями? Как удобнее осуществить планирование?
Традиционно система планирования воспитательно-образовательной деятельности была перспективно-календарной и включала перспективное (на квартал, год) и календарное планирование (на месяц, неделю или на каждый день).
Слайд 3
Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно — тематическом принципе. В нашей ООП (основной образовательной программе) дошкольного учреждения предусмотрено три формы планирования :
Комплексно - тематическое планирование;
Перспективно – тематическое планирование;
Календарно – тематическое планирование.
Слайд 4- Слайд 10
Перспективно – тематическое планирование ООД оформляется в виде таблицы
Перспективно-тематическое планирование на год
СЕНТЯБРЬ
ТЕМА: «Я И ДЕТСКИЙ САД»
Образовательные области I неделя II неделя III неделя IV неделя
Тема недели Наша группа Друзья Будем вежливы В гостях у осени
Физическое развитие Утренняя гимнастика «Гуси» «Ладошки»
Пальчиковые игры «Кулачки»
Е. Н. Лункина (стр. 12) «В гости к пальчику большому»
Ю. В. Гадаева (стр. 56) «Тук – тук»
(папка-передвижка) «Считаем пальчики»
Ю. В. Гадаева (стр. 56)
Гимнастика после сна «Потягушечки»
Физкультура
№ 1 – 2
Цель: - приучать детей при ходьбе парами согласовывать свои движения с движениями рядом идущего ребёнка, выполнять движения в соответствии с сигналами № 3 – 4
Цель: - приучать ходить свободно в колонне по одному;
- совершенствовать навык ползания на четвереньках по прямой 2 – 3 метра;
- стимулировать активные двигательные действия детей № 5 – 6
Цель: - формировать умение подпрыгивать вверх легко и ритмично, стараясь коснуться подвешенного над головой предмета;
- обогащать двигательный опыт детей № 7 – 8
Цель: - упражнять в катании мяча друг другу двумя руками;
- совершенствовать навыки ползания на четвереньках по прямой линии;
- приучать детей к совместным действиям в коллективной игре
Самомассаж «Уточки и кот» «Божьи коровки» «Летели утки» «Черепаха»
Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки» «Ветерок» «Понюхаем цветочек» «Вот какие мы большие»
Подвижные игры «Догоните меня»
«Пузырь»
«Догоню-догоню»
«Паровозик»
«Иголка с ниточкой»
«Бегите ко мне» «Девочки и мальчики прыгают как мячики»
«Найди пару»
«Допрыгни до ладони» «Быстро в домик»
«Мой весёлый звонкий мяч»
«У медведя во бору»
Игровые упражнения «Перешагни через верёвочку» «Пройди по узкой дорожке»
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры «Семья»
Мама кормит дочку. Чтение «Маша обедает».
Цель: - способствовать развитию умения у детей реализовывать игровой замысел «Детский сад»
Дети приходят в д/c.Их кормят, укладывают спать. Беседа «Что мы делаем в детском саду»
Цель: - знакомить детей с трудом взрослых, работающих в детском саду;
- развивать способность взять на себя роль
«Строительство»
Строители строят дома для игрушек, заборчики для зверей.
Цель: - знакомить детей с трудом строителей;
- побуждать детей устанавливать взаимоотношения в игре «Семья»
Мама раздевает дочку, укладывает спать.
Цель: - побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи
Дидактические игры «Напоим куклу чаем» «Кукла Катя идёт в детский сад» «Построим зайке домик» «Уложим куклу спать»
Театрализованные досуги Фланелеграф «Заюшкина избушка» «Мы едем-едем-едем» С. Михалков «Песенка друзей» Настольный театр
«Колобок» Кукольный театр
«Би-ба-бо»
«Репка»
Поручения Расставлять игрушки, книжки. Раскладывать на столах материал к занятиям.
В уголке природы Сделать гербарий из засушенных листьев.
На прогулке Сделать листопад, норку для ёжика, берлогу для мишки. Собирать игрушки после прогулки. Собирать природный материал для гербария.
Ребёнок и его здоровье «Витамины полезны для здоровья».
Рассказ воспитателя о витаминах. Рассматривание овощей и фруктов.
Ребёнок на улице «Кто водит машину» - наблюдение за транспортом. Рассматривание иллюстраций.
Чтение стихотворений А. Барто: «Грузовик», «Кораблик», «Самолёт».
Безопасность в быту «Доброжелательное отношение к товарищам».
Наблюдение за играми детей. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя о доброжелательном отношении к товарищам, умении делиться игрушками.
Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром «Моя группа»
Цель: - напомнить детям расположение помещений группы, их назначение, фиксируя предметы индивидуального пользования каждого ребёнка. «Кто у нас хороший?»
Цель: - дать представление об именах собственных;
- способствовать возникновению дружеских чувств у детей друг к другу. «Мой детский сад»
Цель: - продолжать знакомить с детским садом;
- показать функциональное назначение объектов. «Кто убирает наши дворики в детском саду?»
Цель: - познакомить с трудом дворника в детском саду и с орудиями его труда;
- вызвать у детей желание принимать участие в уборке группового участка.
Опытно-эксперимент. деятельность Наблюдения за букетом из листьев, принесённых с прогулки.
Сравнение сухого и только что опавшего листочка.
Экологические игры Что где растёт? Огород и сад.
Целевые прогулки «Наш детский сад» «Где растут цветы»
Развитие математических представлений «Величина предметов»
Цель: - создавать условия для уточнения и расширения представлений детей о величине предметов «большой – меньше – маленький», «больше – меньше»
«Форма предметов»
Цель: - создавать условия для развития представлений детей о предметах по их геометрической форме;
- развивать воображение детей «Количество предметов («один – много»)
Цель: - совершенствовать представления о группах предметов «один – много»;
- развивать пространственные представления детей
«В гостях у осени»
Цель: - побуждать к самостоятельному исследованию и сравнению листьев по величине, цвету и форме;
- знакомить с пространственным направлением «впереди»;
- развивать интерес к красивому состоянию в природе
Математические игры «Чего больше, чего меньше?» «Разложи дорожки
(длиннее, короче)» «Найди один и много» «Поиск закономерности (одного цвета, разной величины)»
Конструирование «Волшебные кирпичики»
Цель: - учить детей различать форму, цвет кирпичика;
- познакомить с одним из конструктивных свойств деталей строительного материала - устойчивостью «Башенка для петушка»
Цель: - учить видеть различия между кубиками и кирпичиками (по форме, устойчивости и цвету, различать их на ощупь, находить одинаковые по форме и цвету кубики «На участке детского сада»
Цель: - учить различать кирпичик, кубик по форме, устойчивости и цвету;
- приобщать детей к конструированию простейших конструкций через разыгрывание простых сюжетов
«В лес пришла золотая осень»
Цель: - учить конструировать «осеннюю» крону лиственных деревьев с помощью клочков бумаги жёлтого, красного и оранжевого цвета;
- отрабатывать навыки разрывания листа бумаги на мелкие кусочки
Речевое развитие Утренние беседы «Знакомство с помещениями группы»
«О поступках друзей» «Вежливые слова» «О добрых детях и их хороших поступках»
Развитие речи «Кошки-собаки»
Цель: - подводить к составлению текстов-описаний;
- уточнять правильное произношение гласного звука [а] «Поезд»
Цель: - активизировать слова, обозначающие детали предметов (кабина, дверь, окна, колёса, крыша, труба);
- закреплять правильное произношение гласного звука [у].
«Бишка»
Цель: - обогащать грамматический строй речи трудными формами слов (ляг, танцуй, скачи);
- уточнять и закреплять правильное произношение гласного звука [и] «Магазин игрушек»
Цель: - подводить к составлению небольших рассказов-описаний;
- уточнять и закреплять правильное произношение гласных звуков [а], [у], [и]
Игры по развитию речи «Кто у нас хороший?»
«В лесу» «Кто к нам в гости пришёл?» «Убаюкай куклу»
Художественно-эстетическое развитие Чтение художественной литературы Г. Лагздынь – «Про Юленьку и Машеньку, Ваню и Егорушку, Алёшу и Алёнушку»;
А. Барто – «Целый день поёт щегол»;
Е. Ровинская – «Петушок» Г. Лагздынь – «Кукла Катя пляшет»;
А. Барто - «Игрушки»;
З. Александрова – «Мой мишка»;
С. Маршак – «Усатый-полосатый» Г. Лагздынь – стихи о детском саде;
В. Берестов – «Мы играем», «Заяц-барабанщик»;
русская народная сказка «Колобок» В. Маяковский - «Что такое хорошо и что такое плохо»;
русская народная сказка «Репка»
Заучивание наизусть А. Барто – «Мишка» Н. Пикулева – «Скачем на лошадке» В. Берестов – «Больная кукла» А. Барто – «Зайка»
Рисование «Цветные секреты»
Цель: - продолжать знакомить детей с цветом карандашей, правилами рисования ими на бумаге «С кем ты будешь рисовать красками?»
Цель: - продолжать знакомить детей с гуашевыми красками, приёмами рисования кистью на бумаге «Шли сапожки по дорожке»
Цель: - учить детей рисовать красками, ритмично наносить мазки разных цветов на полосу «Листопад»
Цель: - учить детей рисовать кисточкой способом «примакивания», меняя цвет краски;
- развивать умение правильно держать кисть, набирать краску на ворс, промывать кисть
Лепка/Аппликация «Угадай, кто к нам пришёл»
Цель: - учить приёмам лепки шариков разной величины способом раскатывания комочка круговыми движениями «Неваляшка и её друзья»
Цель: - учить детей из формы шара лепить фигурки игрушек, самостоятельно дополнять характерные признаки каждого персонажа «Зонтик для Неваляшки»
Цель: - учить детей лепить формы способом расплющивания комочка в ладонях, соединять части предмета «Листок и ветерок»
Цель: - побуждать детей самостоятельно выбирать персонаж, изготавливать, используя знакомые способы лепки из частей или из целого комка пластилина
Индивидуальная работа 1. Закреплять умение правильно держать карандаш в правой руке.
2. Развивать навыки рисования карандашами.
3. Приобщать к культурным нормам поведения и общения в детском саду.
4. Способствовать дальнейшему развитию основных движений (ловля мяча двумя руками).
5. Развивать согласованность движения рук и ног; чувство равновесия, ориентировку в пространстве.
6. Совершенствовать умение выполнять постройки по образцу; обыгрывать их; уточнить и закрепить название деталей строителя.
7. Создавать условия для уточнения и расширения представлений о величине предметов.
8. Уточнять правильное произношение гласного звука [а]. 1. Формировать умение правильно держать карандаш, рисовать прямые линии, контролировать силу нажима.
2. Упражнять в пользовании приемами рисования кистью на бумаге.
3. Формировать начальные представления о дружбе, развивать умение устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками.
4. Формировать умение подпрыгивать вверх легко и ритмично, стараясь коснуться подвешенного над головой предмета.
5. Совершенствовать навык ползания на четвереньках по прямой 2-3м.
6. Развивать конструктивные способности у детей (конструирование из деталей деревянного строителя – домик для Петушка).
7. Уточнять правильное произношение гласного звука [у]. 1. Формировать умение рисовать красками, набирать краску на кисть, аккуратно рисовать, пользоваться салфеткой.
2. Упражнять детей в нанесении мазков ритмично.
3. Упражнять в умении подпрыгивать легко и ритмично, стараясь коснуться подвешенного над головой предмета.
4. Упражнять детей в прыжках вверх.
5. Помогать вступать в контакт со сверстниками.
6. Создавать условия для развития умения различать предметы по размеру и обозначать словами.
7. Расширять ориентировку детей в окружающем пространстве.
8. Уточнять правильное произношение гласного звука [и].
9. Обогащать грамматический строй речи трудными формами слов (ляг, танцуй, скачи). 1. Упражнять в умении рисовать красками, ритмично наносить мазки.
2. Учить детей лепить формы способом расплющивания комочка в ладонях, соединять части предмета.
3. Формировать понимание правил безопасного поведения на участке во время игровой деятельности.
4. Упражнять в катании мяча двумя руками.
5. Расширять ориентировку в окружающем пространстве.
6. Знакомить с пространственным направлением «впереди».
7. Подводить к составлению небольших рассказов – описаний.
8. Упражнять в правильном произношении гласных звуков [и],[а],[у].
Итоговое мероприятие Фотовыставка «Наш денёк» Обыгрывание: С. Михалков «Песенка друзей» Игровая ситуация «Вежливые куклы» Оформление альбома «Осень»
Слайд 11- Слайд 14
Календарно - тематическое планирование должно отражать :
1. Организацию совместной деятельности взрослого с детьми : групповую (ООД, индивидуальную работу, образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
2. Режимные моменты:
1 половина дня: утренний прием детей; свободная деятельность детей; организованная образовательная деятельность; прогулка; возвращение с прогулки, обед, подготовка ко сну, сон;
2 половина дня: подъем, режимные моменты; совместная деятельность воспитателя с детьми, свободная деятельность детей; индивидуальная работа с детьми, работа со специалистами, кружковая работа, прогулка.
План на каждый день оформляется в виде таблицы:
Слайд 15
Суть тематического планирования состоит в том, что:
- выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром, которое проводится в первый день недели;
- все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней;
- на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели;
- для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям;
- итоговым мероприятием по каждой из тем может быть праздник, концерт, развлечение, выставка детских работ, совместный коллаж, театрализованное представление, презентация и др.
Слайд 16
Таким образом, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Комплексно-тематический подход помогает сместить акценты с учебной деятельности на совместную образовательную деятельность вокруг единой темы. Данный подход позволяет предотвратить переутомление детей, поскольку процесс обучения преобразован в интересную и увлекательную совместную деятельность по «проживанию» какой-либо темы.
Проживание тематических событий способствует формированию у ребенка определенных личностных качеств, стимулирует его развитие. Данный способ организации образовательного процесса требует от воспитателя определенного профессионализма, умений интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также способности педагогически обоснованно сочетать различные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.