Наталия Терехова
Особенности развивающей предметно-пространственной среды групповой ячейки ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развивающей предметно-пространственной среды групповой ячейки ДОУ
Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта работы с детьми посредством организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализуя себя.
Публикация «Особенности развивающей предметно-пространственной среды групповой ячейки ДОУ» размещена в разделах
Развивающая предметно-пространственная среда является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка с взрослыми и детьми.
Созданная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда многогранно влияет на развитие воспитанников, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие.
При пополнении развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ необходимо руководствоваться требованиями ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям её реализации. Организуя предметную среду в детском саду, учитывать всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников, повышало бы показатели их здоровья, психофизические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы.
В построении развивающей предметно-пространственной среды педагоги по должны опираться на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка, так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Правильно организованная развивающая среда в детском саду позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир. Развивающая среда насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора.
В детском саду коллектив педагогов организует развивающую предметно-пространственную среду таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. В организации предметно-развивающей среды педагоги мобильно заменяют один уголок другим, используя принцип новизны, благодаря чему детям не надоедает играть забытыми игрушками и воспринимать их, как новое.
Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оборудование всего пространства должно соответствовать санитарно- гигиеническим требованиям, быть безопасным, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки обеспечивать максимальный развивающий эффект.
В групповых помещениях создаётся комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда должна иметь гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Все игры и материалы в группах располагаться таким образом, что каждый ребенок мог иметь свободный доступ к ним.
Содержательная насыщенность - обеспечивается наличием в учреждении средств обучения и воспитания (в том числе технических, материалов, в том числе игровых, спортивных, оздоровительного оборудования, инвентаря, соответствующих возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
-возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих предметной среды, в том числе
детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.
Вариативность среды обеспечивается наличием различных пространств в детском саду и в группах (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, дополняется новыми предметами, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды определяет возможность свободного доступа для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Необходимым условием является исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность предметно-пространственной среды определяется соответствием всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.